Карантин в классе: основания, сроки и правила

Говоря о вирусных инфекциях, в частности о гриппе, нередко встречается понятие «карантин». Когда и с какой целью вводятся карантинные меры?

Любой случай заболевания гриппом подразумевает ограничение контактов со здоровыми людьми. Это необходимо для предупреждения возникновения и распространения инфекции, а также снижает риск развития осложнений у самого заболевшего.

Напомним о самом заболевании.

Грипп — массовая вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем, опасная своими осложнениями. По данным Всемирной организации здравоохранения, во время ежегодных сезонных эпидемий гриппа летальность от самого заболевания и его осложнений составляет 250 000 — 500 000 человек ежегодно.

Даже изначально здоровый человек, без сопутствующих хронических заболеваний, заболев гриппом, рискует получить осложнения, характеризующиеся нарушением функций почти всех систем и органов.

Осложнения гриппа зависят от возраста и состояния здоровья. Чем младше ребенок, тем вероятнее всего потребуется госпитализация, как и в случае c лицами более старшего возраста, (старше 60 лет).

Наиболее частое осложнение гриппа — пневмония (воспаление легких), без своевременного оказания медицинской помощи может закончиться летально вследствие отёка легких.

Заболеваемость гриппом маленьких детей и школьников в 3-4 раза превышает заболеваемость в остальных возрастных группах и составляет 30-40%, заболеваемость здоровых взрослых составляет 5-10%.

Снизить риск распространения инфекции позволяют своевременно начатые меры профилактики, одной из которых является «карантин».

Карантинные меры обоснованы высоким уровнем заболеваемости гриппом в организованных учреждениях.

Основная цель карантинных мероприятий — изоляция инфицированных. Особую опасность в плане передачи инфекции представляют носители вируса, у которых заболевание протекает бессимптомно.

Что такое карантин?

Карантин — это комплекс ограничительных мер, обуславливающих переход на особый режим учебного, воспитательного процесса.

Основная цель ограничительных мероприятий — разобщение заболевших и здоровых с целью предупреждения распространения инфекции.

В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего заболевшего гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются.

В очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуется комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений.

В каком случае вводится карантин?

В случае, если в группе или в классе по причине заболевания гриппом отсутствует более 20% детей, школьные занятия и посещение детьми дошкольных организаций приостанавливают на срок не менее 7 дней (равен инкубационному периоду гриппа). Срок может быть продлен.

Карантинные меры могут включать следующие:

— все дети, имевшие контакт с заболевшим, должны проходить регулярный осмотр с измерением температуры, осмотром слизистой носоглотки и фиксированием общего состояния — эти меры помогают вовремя выявить заболевших детей;

— вводится запрет на проведение профилактических прививок и реакции Манту, так как инфекционные заболевания являются противопоказаниями для такого рода процедур;

— отменяются все массовые мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

— отменяется кабинетная система образования — во время карантина учащиеся остаются в одной классной комнате;

— отменяются уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

— отменяется проведение уроков на улице, то есть вне помещений;

— проводится регулярная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств всех поверхностей, имеющих частый контакт с руками или слизистыми ребёнка;

— проводится кварцевание мест общего посещения детей в их отсутствие;

— допуск заболевших гриппом или острыми респираторными инфекциями детей и персонала в дошкольные допускается только после их полного выздоровления;

— организуется комплекс разъяснительных работ среди родителей и детей старших групп по профилактике гриппа и гриппоподобных инфекций.

Напоминаем о мерах профилактики гриппа:

  • если вы заболели — оставайтесь дома;

  • чихая и кашляя, отворачивайтесь от людей, используйте одноразовый носовой платок, после чего его необходимо выбросить. Если под рукой нет платка или салфетки — используйте свой локоть для чихания;

  • регулярно проветривайте помещение и проводите влажную уборку дома;

  • регулярной мойте руки с мылом;

  • не прикасайтесь к лицу;

  • избегайте посещения мест скопления людей.

Говоря о вирусных инфекциях, в частности о гриппе, нередко встречается понятие «карантин». Когда и с какой целью вводятся карантинные меры?

Любой случай заболевания гриппом подразумевает ограничение контактов со здоровыми людьми. Это необходимо для предупреждения возникновения и распространения инфекции, а также снижает риск развития осложнений у самого заболевшего.

Напомним о самом заболевании

Грипп — массовая вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем, опасная своими осложнениями. По данным Всемирной организации здравоохранения, во время ежегодных сезонных эпидемий гриппа летальность от самого заболевания и его осложнений составляет 250 000 — 500 000 человек ежегодно.

Даже изначально здоровый человек, без сопутствующих хронических заболеваний, заболев гриппом, рискует получить осложнения, характеризующиеся нарушением функций почти всех систем и органов.

Осложнения гриппа зависят от возраста и состояния здоровья. Чем младше ребенок, тем вероятнее всего потребуется госпитализация, как и в случае c лицами более старшего возраста, (старше 60 лет).

Наиболее частое осложнение гриппа — пневмония (воспаление легких), без своевременного оказания медицинской помощи может закончиться летально вследствие отёка легких.

Заболеваемость гриппом маленьких детей и школьников в 3-4 раза превышает заболеваемость в остальных возрастных группах и составляет 30-40%, заболеваемость здоровых взрослых составляет 5-10%.

Снизить риск распространения инфекции позволяют своевременно начатые меры профилактики, одной из которых является «карантин».

Карантинные меры обоснованы высоким уровнем заболеваемости гриппом в организованных учреждениях.

Основная цель карантинных мероприятий — изоляция инфицированных. Особую опасность в плане передачи инфекции представляют носители вируса, у которых заболевание протекает бессимптомно.

Что такое карантин?

Карантин — это комплекс ограничительных мер, обуславливающих переход на особый режим учебного, воспитательного процесса.

Основная цель ограничительных мероприятий — разобщение заболевших и здоровых с целью предупреждения распространения инфекции.

В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего заболевшего гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются.

В очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуется комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений.

В каком случае вводится карантин?

В случае, если в группе или в классе по причине заболевания гриппом отсутствует более 20% детей, школьные занятия и посещение детьми дошкольных организаций приостанавливают на срок не менее 7 дней (равен инкубационному периоду гриппа). Срок может быть продлен.

Карантинные меры могут включать следующие:

— все дети, имевшие контакт с заболевшим, должны проходить регулярный осмотр с измерением температуры, осмотром слизистой носоглотки и фиксированием общего состояния — эти меры помогают вовремя выявить заболевших детей;

— вводится запрет на проведение профилактических прививок и реакции Манту, так как инфекционные заболевания являются противопоказаниями для такого рода процедур;

— отменяются все массовые мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

— отменяется кабинетная система образования — во время карантина учащиеся остаются в одной классной комнате;

— отменяются уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

— отменяется проведение уроков на улице, то есть вне помещений;

— проводится регулярная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств всех поверхностей, имеющих частый контакт с руками или слизистыми ребёнка;

— проводится кварцевание мест общего посещения детей в их отсутствие;

— допуск заболевших гриппом или острыми респираторными инфекциями детей и персонала в дошкольные допускается только после их полного выздоровления;

— организуется комплекс разъяснительных работ среди родителей и детей старших групп по профилактике гриппа и гриппоподобных инфекций.

Напоминаем о мерах профилактики гриппа:

· если вы заболели — оставайтесь дома;

· чихая и кашляя, отворачивайтесь от людей, используйте одноразовый носовой платок, после чего его необходимо выбросить. Если под рукой нет платка или салфетки — используйте свой локоть для чихания;

· регулярно проветривайте помещение и проводите влажную уборку дома;

· регулярной мойте руки с мылом;

· не прикасайтесь к лицу;

· избегайте посещения мест скопления людей.

Карантин в классе: основания, сроки и правила

Что это значит, класс на карантине?

С карантином в детском сады или школе хоть раз сталкивался, наверное, каждый взрослый. Все помнят это печальное время, когда из класса выходить нельзя, с другими детьми лучше не контактировать, а еще есть риск самому заболеть.

Такие ограничительные мероприятия бывают двух видов. На карантин могут закрыть всю школу или только некоторые классы.

Карантин в школе

Закрыть целое образовательное учреждение можно после соответствующего письма Роспотребнадзора или по решению директора. Руководство учебного заведения издает официальный приказ, в котором говорится о том, каков план действий, на какой срок школа на карантине, прописываются ответственные лица.

В этом случае никто из учеников этой школы не ходит на занятия.

Когда школы закрываются

Для того, чтобы объявили карантин по всей школе, нужно, чтобы в ней болели не менее 30% учеников. Но могут быть и особые, из ряда вон выходящие случаи. К примеру, если серьезное и исключительно заразное заболевание обнаружено даже у единственного школьника.

Во время карантина школа не стоит закрытой, в ней проводится мероприятия по утвержденному плану. Например, ее обязательно дезинфицируют, проводят влажную уборку, проветривают, «выстужают».

После этого приходит проверка, и если все в порядке, ограничения отменяют. «Общешкольный» карантин имеет право отменить только главный санитарный врач города.

Карантин в классе

В отдельном классе тоже могут ввести особое положение. Это делается, если заболели как минимум 20% учеников. Это обязательно должно быть подтверждено медсправками.

Что делают в этом случае?

  • Не привитых от болезни, по которой объявлен карантин, «высаживают». Их не пускают на занятия, и это прописано в ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Да, многие родители непривитых недовольны, но здравый смысл подсказывает, что это делается для блага самих детей. При этом учить их на дому тоже не станут, так как для этого нужно оформлять семейное или домашнее обучение. Нужно будет наверстать упущенные темы самим.
  • Отменяют кабинетную систему обучения, занятия проводятся в одном классе.
  • Дезинфицируют помещение по графику.
  • Регулярно проводят медосмотры.
  • Массовые мероприятия ученики «закрытого» класса не посещают.

Сообщают ли родителям о причинах

Да, родителей ставят в известность, по какому заболеванию карантин. Как минимум для того, чтобы не привитые от этой болезни не ходили в школу.

А вот фамилии заболевших одноклассников не разглашаются. Любая медицинская информация должна оставаться конфиденциальной, и эта не исключение.

Сроки изоляции

Для разных болезней характерны разные по длительности инкубационные периоды. Поэтому и карантин может длиться 3 для или целый месяц.

  • При гриппе сроки карантина составляют от 3 суток;
  • для скарлатины или дифтерии сроки карантина составляют неделю (7 суток);
  • при дизентерии и других кишечных инфекциях ( в том числе по сальмонеллезу) — тоже 7 дней;
  • при обнаружении менингококковой инфекции сроки карантина составляют 10 суток,
  • при коклюше срок карантина составляет две недели, то есть 14 дней;
  • при кори максимальный срок изоляции составляет 17 суток,
  • на 21 день объявят карантин при паротите, краснухе либо ветрянке;
  • самый долгий карантин, длиной 35 суток, объявляют при подозрении на гепатит А.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

После длительного пребывания дома очная третья четверть в школах началась со вспышек простудных заболеваний. В некоторых школах болеют до трети класса. Детей отправляют по домам лечиться с разнообразными диагнозами вирусной этиологии. Особо популярными стали такие диагнозы как: ОРВИ, грипп, риновирус и нововирус. Сходность общих симптомов вирусных инфекций не позволяет четко поставить диагноз, а анализы на COVID-19 в большинстве случаев не берутся.

По словам родителей детей отправляют на домашний карантин с типичным диагнозом ОРВИ или грипп. Чем на самом деле болеют дети — неизвестно.

Как отмечает ТАСС, заболеваемость гриппом и ОРВИ превышена в 14 регионах страны, несмотря на то, что прививку от гриппа, по данным Роспотребнадзора, сделали около 59% россиян или 85,9 млн человек.

«В Российской Федерации на четвертой неделе 2021 года недельные пороги заболеваемости гриппом и ОРВИ по совокупному населению были превышены в 14 субъектах Российской Федерации и семи центральных городах без превышения эпидемического порога по субъекту Российской Федерации», — говорится в сообщении.

Недельные пороги заболеваемости среди россиян старше 15 лет были превышены в 48 регионах, среди детей 3-6 лет — в двух и 7-14 лет — в пяти.

Власти ожидают «непростой февраль» по карантину в школах

Третья четверть в школах может оказаться неблагополучной по эпидемиологической ситуации. Об этом на своей странице во «ВКонтакте» сообщила вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина.

«Впереди — непростой февраль, когда, по ежегодной статистике, школьники больше всего болеют гриппом и ОРВИ. Именно в это время, как показывают многолетние наблюдения, на карантин уходит максимальное количество классов. В этот период нам всем нужно быть особенно осторожными», — написала она.

«Болеет полкласса»: российские школьники столкнулись с новыми вирусами

В январе многие родители боялись, что из-за возвращения очной учебы классы начнут массово уходить на карантин по коронавирусу и опять учиться дистанционно. Массовой заболеваемости, к счастью, пока не случилось.

По официальной статистике, на карантине по COVID-19 сейчас находятся 0,58% российских учащихся, т.е. около 78 000 человек (от общего количества школьников в 14,1 млн).

В тоже время, после возобновления очных уроков стало отмечаться резко возросшее количество других вирусных заболеваний — гриппом, ОРВИ и др.

За неполный месяц учебы в некоторых классах переболело уже по половине учащихся. Примерно такая же ситуация наблюдалась в учебных заведениях в сентябре, когда дети вернулись на учебу после весеннего карантина и летних каникул — отмечает МК.

— После первой недели учебы в нашем классе заболело 8 человек, — рассказывает Оксана, мама семиклассницы. — Сначала родители думали, что дети простудились на физкультуре, так как в спортзале был сквозняк. Но потом похожие симптомы стали появляться и у других ребят. Одноклассникам, которые обратились к врачу, поставили диагноз «риновирус».

Моя дочь ухитрилась за месяц заболеть им уже второй раз и заразить нас с мужем и бабушку. Проблема в том, что многие дети ходили в школу с соплями, а высокой температуры при этом вирусе нет, хотя он и очень заразен. У нас в классе переболело уже больше половины ребят, многие болеют семьями.

Школы контролируют только температуру учащихся на входе, но у детей с признаками вирусной инфекции ее может и не быть.

Классы закрываются на карантин по респираторным заболеваниям

В некоторых регионах страны в феврале начался рост количества классов, закрытых на карантин по ОРВИ.

Так, в Удмуртии сидят дома дети из 141 класса, в Челябинской области — из 110 классов, в Липецкой — из 35 классов. В ряде регионах отмечается превышение эпидемиологического порога, болеют в основном дети 7-14 лет.

При этом, как отмечают родители, многие учебные заведения не спешат закрывать классы на карантин, даже когда одновременно болеет 40-50% учащихся. К тому же, часть родителей не обращаются к врачам.

В период пандемии в большинстве школ разрешено пропускать до 5 учебных дней по заявлению от родителей.

Насколько стандартна ситуация с ростом количества школьников, заболевших ОРВИ в феврале, и может ли это связано с длительным нахождением на дистанте, мы выяснили у педиатра Татьяны Немоловской.

— Традиционно основные вспышки гриппа и ОРВИ приходятся как раз на январь и февраль, иногда с переходом на март, — говорит, педиатр. — Часто вирусы становятся более активными при так называемой «слякотной» погоде с температурой около нуля. Однако сейчас в ряде регионов достаточно давно стоят морозы, а болеющих детей становится только больше, что несколько странно.

При этом среди заболевших много подростков 12-15 лет, которые как раз и учились дистанционно. Обычно за три месяца детский организм отвыкает от коллективных инфекций, таким образом, когда ребенок возвращается после долгого отсутствия в класс, он более подвержен заражениям.

К тому же длительное нахождение дома — а многие дети на дистанте даже полноценно не гуляли — не лучшим образом сказывается на иммунитете. Да и вообще в конце зимы у всех нас иммунитет традиционно ослаблен.

В связи с этим я думаю, что где-то до конца марта ситуация с вспышками ОРВИ в школах вряд ли принципиально улучшится.

Новые вирусы стремятся отобрать пальму первенства.

Если в прошлом году коронавирус прочно занимал лидирующие позиции по количеству диагнозов, то сейчас массово ставятся другие причины заболеваний, основанные на вирусной этиологии. Кроме ОРВИ и гриппа ими стали ротовирусная, риновирусная и норовирусная инфекция.

Отличие рото и норовируса

В частности, в некоторых регионах учителя начали рассылать по школьным чатам информацию о вспышке заболеваемости норовирусом. По информации администраций школ, в поликлиники все чаще стали обращаться дети с признаками данной инфекции.

Заболевание обладает высокой контагиозностью и очень быстро распространяется среди детей, поэтому при обнаружении симптомов у одного ребенка, рекомендуется сразу же закрывать на 7-дневный карантин весь класс или группу детского сада.

Случаи массового заражения кишечной инфекцией уже зафиксированы в Свердловской, Хабаровской и Владимирской области и Пермском крае.

Информация о норовирусной инфекции

Справка: Норовирусы представляют собой группу вирусов. Они являются ведущей причиной гастроэнтерита — заболевания, проявляющегося диареей и рвотой. Они способны поражать людей любой возрастной группы, от младенцев до стариков. Только в США они вызывают около 20 миллионов случаев заболеваний в год.

Школы призывают родителей внимательнее относиться к здоровью своих детей и не посылать их в школу при первых симптомах заболевания.

16.02.2021 г.

***

Читайте также:

Как перевести школу на пятидневку и обратно? Подробная инстпукция с примерами.

Что ждет школьников в январе-феврале 2021 года? Мэр Москвы о ситуации в образовании

Литература:
  1. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  2. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  3. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  4. https://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/3239/.
  5. https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/profinfzab/7989-vnimaniyu-potrebitelya-o-karantine-po-grippu-i-orvi-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-18-02-2020.
  6. https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/karantin-v-klasse-osnovaniia-sroki-i-pravila-5db95349d5bbc300ae09dc11.
  7. https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_zab_21.html.
  8. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу