Ребенок говорит в нос

Состояние, когда ребёнок говорит в нос, но соплей нет, может свидетельствовать о ряде заболеваний. При этом голос становится гнусавым, а речь — неразборчивой. В народе говорят, что ребёнок произносит слова «в нос». Специалисты называют данное явление гнусавостью голоса или ринолалией.

Ринолалия — это речевая патология, проявляющаяся при произнесении звуков. Она возникает из-за неправильного резонирования носовой полости. Вследствие изменения направления потоков воздуха звуки искажаются, делая речь невнятной. Это нормальное явление, если у ребёнка заложен нос или сопли. Если голос становится гнусавым без заложенности, то на это стоит обратить внимание. Поэтому взволнованные родители задаются вопросами: что делать и чем лечить ринолалию?

Виды гнусавости

Ребёнок разговаривает через нос при ринолалии. Специалисты разделяют два вида гнусавости голоса.

  1. Открытая гнусавость. Появляется при патологиях и параличах твёрдого и мягкого нёба, когда большая часть воздушных потоков попадает в нос. Из-за этого ребёнок говорит гнусаво и неразборчиво даже при отсутствии соплей.
  2. Закрытая гнусавость. Возникает в случае, если проход потоков воздуха затруднён. Это может произойти из-за хронического ринита, новообразований в носовой полости и аденоидов. При этом дышать через нос становится сложнее, буква «м» начинает звучать как «б», а «н» как «д».

Отдельно выделяется ринолалия, причиной которой не являются физиологические отклонения. Ребенок гнусаво говорит в силу привычки, появившейся из-за неправильного развития речи или частичной глухоты.

Причины гнусавости голоса

Если малыш разговаривает в нос при отсутствии насморка, то это может быть симптомом:

  • полипов в носовой полости;
  • воспалительного процесса в носоглотке;
  • врождённого дефекта носовых ходов;
  • ринофарингита (когда сопли истекают по задней стенке носоглотки);
  • искривления носовой перегородки;
  • врожденного или приобретённого расщепления твёрдого или мягкого нёба;
  • вазоконстрикции слизистой из-за медикаментозного лечения;
  • аллергии (при этом ребёнку сложно дышать через нос);
  • присутствия инородного тела (ребенок в нос мог засунуть бусинку и пр.).

Если вы хотите узнать, почему ребёнок говорит в нос, обратитесь к логопеду. Он проведёт обследование, соберёт анамнез, посмотрит, как малыш дышит и скажет что делать. При необходимости специалист посоветует обратиться к ЛОРу, неврологу, хирургу или аллергологу. Помните, что самолечение в данном случае недопустимо. Только квалифицированный специалист поможет ребёнку перестать разговаривать в нос и дышать нормально.

Диагностические мероприятия

Самостоятельно узнать, почему малыш разговаривает в нос сложно, что заставляет родителей волноваться. Только опытный врач способен поставить верный диагноз. Для этого может потребоваться ряд исследований и анализов. Для диагностики используется:

  • изучение речевого аппарата;
  • оценка качества дыхания;
  • определение характера звуковых искажений;
  • информация о хронических и перенесённых заболеваниях;
  • инструментальные исследования (врачи могут назначить рентген, фарингоскопию или электромиографию);
  • анализы крови и мочи.

Если ребенок дышит нормально и у него нет насморка, но говорит гнусаво, то не стоит игнорировать проблему. В первую очередь необходимо установить причину ринолалии. В случае, когда гнусавость не носит физиологический характер, могут потребоваться занятия с логопедом. Если ребёнок плохо дышит носом, то это может свидетельствовать о различных патологиях. Выявив их, врач назначит соответствующее лечение. В некоторых случаях, когда малыш говорит в нос, не обойтись без хирургического вмешательства.

Рекомендации для родителей

Если малыш дышит носом, но говорит гнусаво, специалисты рекомендуют делать массаж мягкого нёба. Он нацелен на стимуляцию его подвижности. Делать такой массаж достаточно просто.

  1. Мягко растирайте зону между мягким и твёрдым нёбом. Это приведёт к рефлекторному сокращению носоглоточных мышц.
  2. Попросите ребёнка произнести звук «а», а затем стимулируйте массируемую зону.
  3. Проведите подушечкой пальца от правой стороны нёба до левой по зигзагу, а затем в обратном направлении. При этом ребёнок должен дышать носом.
  4. Несильно надавливайте кончиком пальца на мягкое нёбо, чтобы его мышцы пришли в тонус.

Помните, что массаж нельзя делать, когда у ребёнка сопли, а также после еды. Он может вызвать рвоту. В идеале, если малыш говорит в нос, необходимо делать ему массаж регулярно на голодный желудок.

Прогноз

Если ребенок говорит в нос, но соплей нет, то следует сразу обратиться к врачу. Дефект нуждается в своевременном и тщательном лечении. Из-за того, что ребенок неправильно дышит, гнусавит и разговаривает невнятно, у него могут начаться проблемы с социализацией. Это сделает его замкнутым, раздражительным и нервозным.

Когда малыш говорит через нос, родители должны уделить его проблеме особое внимание. Стоит отметить, что прогноз при своевременном лечении ринолалии очень благоприятный. Однако не стоит ждать мгновенных результатов. Занятия с логопедом должны быть длительными и регулярными. Если вы столкнулись с подобной проблемой и не знаете, что нужно делать, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты проведут обследование, выявят причину гнусавости и подберут программу коррекции.

Гнусавость голоса Носом дышит Соплей нет

анонимно, Женщина, 2 года

Здравствуйте Иван Васильевич, помогите пожалуйста в назначении анализов для постановки диагноза. У ребенка после перенесенной ОРВИ (ринофаринготрахеит) появился словно отек в носу, при этом носовое дыхание не нарушено, соплей нет, но при этом часто чихает и когда торопится что-то сказать собираются слюни в уголках рта, утром после сна присутствует какая-то охриплость в голосе, потом проходит. Дочка аллергик(пищевая и лекарственная), проявления постоянно бывают в виде покраснений внутри малых половых губ, а по крови на аллергию показывает, что аллергии нет. Ранее сдавали анализы и обнаружен стафилококк золотистый в кишечнике(2*10в 3ст) и в зеве ( 1 ст осеменения). В ОАК постоянно увеличены лимфоциты и снижены нейтрофилы. Лор ранее назначал капли деринат(не помогло). Сейчас мы закончили прием полидексы (по 1дх3 р/д 5 дней), не помогло, симптомы сохраняются. Подскажите пожалуйста в каком направлении нам двигаться, какие сдать анализы выявления причины. Дочке 2 года 11 мес. Заранее спасибо.

После курса полидекса вам необходимо сделать риноцитограмму и одновременно с ней общий анализ крови с лейкоцитарной формулой. Если в крови будет та же картина (повышенные лимфоциты и сниженные нейтрофилы характерны для вирусной инфекции) а в риноцитограмме будет большое количество лейкоцитов (там можно только отличить инфекцию от аллергии, но не более того), значит, на слизистой оболочке носа сохраняется вирусная инфекция. Тогда решение проблемы — это ингаляции с интерфероном длительным (до 15 дней) курсом с обязательным контролем эффективности в виде риноцитограммы в конце курса ингаляций. Если большое количество лейкоцитов в риноцитограмме сохранится, курс ингаляций нужно будет повторить

анонимно

Иван Васильевич, спасибо большое за ответ. Решила следовать вашим рекомендация и на 7-ой день после приема «Полидекса» пошли с ребенком к участковому лору с просьбой сделать риноцитограмму, но врач сказала, что нужно повременить, т.к. результаты будут неверными из-за воспалительного процесса ( стекание слизи по задней стенке, красное горло), получается, курс «Полидекса» дочке не помог, по словам лора нужно было продлить курс до 7 дней, вместо 5-ти, назначенных педиатром. Гнусавость голоса у ребенка сохраняется(ощущение отека), носом дышит свободно, кашля нет, при высмаркивании прозрачные сопли сменили белые густые. Подозреваю аллергию, но сколько может держаться аллергический отек, если он имеет место быть? Назначение лора: 1. Изофра (1д х 3р/д — 7 дней). 2. Мирамистин д/орошения горла ( 1 пш х 3р/д — 7 дней). 3. Фенистил ( 7к х 3р/д — 7 дней), (сменила на зиртек 8к х 1р/д). 4. Ингаляции с физраствором 1р/д — 7 дней. Иван Васильевич, подскажите пожалуйста, грамотно ли назначено лором лечение? Действительно ли «Полидекса» нужно было принимать 7 дней, либо этот препарат ребенку не помог из-за того, что в случае вирусной инфекции, он на вирусы не действует? Прием лекарств мы уже начали, но действительно ли нужно выдержать курс 7 дней вышеперечисленных препаратов? И, если вдруг после приема «Изофра», улучшений не будет, нужно ли будет делать риноцитограмму, или действительно, как и говорит лор, результаты будут неверными? Как нам быть дальше, если курс с «Изофра» ребенку не поможет, какие анализы и какое тогда лечение проводить? Иван Васильевич, простите пожалуйста за объемный вопрос и спасибо вам огромное за то, что вы находите время на необходимые для нас консультации.

Полидекса действительно не действует на вирусы, а содержащийся в нем дексаметазон (гормон) ограничивает курс применения препарата теми самыми семью днями. Так что назначения ЛОР-врача вполне адекватные и сделанная после курса изофры риноцитограмма будет намного информативнее.

анонимно

Иван Васильевич, спасибо большое за ответ. Снова к вам обращаюсь за консультацией. После курса изофры стало лучше ( горло уже не красное и стекания по задней стенке нет), но гнусавость сохраняется и плохо дышит правой ноздрей. Спросила у врача про риноцитограмму, но она видимо полагаясь на свой опыт опять нам ее не назначила, а сказала, чтобы начали лечение Ирс 19 по 1д х 2р/д ( 10 дней ), потом перерыв 20 дней и так 3 раза. По собственной инициативе сделала ребенку мазок из носа на эозинофилы — их количество 0%, а нейтрофилов 100%. Получается лор назначила верно противомикробный препарат, но поможет ли он после полидекса и изофры? Если вы согласитесь с назначением, то в случае побочных действий ( температура, аллергия и т.д), нужно ли препарат отменять или выдерживать все 3 курса? Иван Васильевич, спасибо вам большое заранее.

Некоторые лаборатории не очень разумно описывают результаты риноцитограммы (особенно этим славится почему-то КДЛ). Если при описании указывается % тех или иных клеток, интерпретация будет зависеть от того каково же общее количество этих самых клеток. Потому что если их менее 5-6 в поле зрения, то даже 100% не является показателем наличия инфекции — это норма.

Консультация врача педиатра на тему «Гнусавость голоса Носом дышит Соплей нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Ответ опубликован 15 февраля 2017

Ринолалия. Ребёнок говорит в нос

Статья:

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Звуки русского языка в большинстве своем образуются при прохождении воздуха через ротовую полость, исключение составляют лишь звуки М, Мь, Н, Нь — при их образовании воздух проходит через нос. Во время речи сокращаются мышцы мягкого неба, боковых и задних стенок глотки. Благодаря этому воздух проходит через ротовую или носовую полость. При ринолалии в силу разных причин нарушается звукопроизношение из-за прохождения воздуха «не в то место».

Формы ринолалии делятся в зависимости от характера нарушения небно-глоточного смыкания.

Ринолалия:

  • открытая функциональная,
  • открытая органическая,
  • закрытая функциональная,
  • закрытая органическая,
  • смешанная.

Она обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы:

скрытая расщелина,

неполная расщелина:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Полная расщелина.

В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.

Врожденные расщелины нёба:

1. расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2. расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.).

образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Она наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Литература:
  1. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  2. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  3. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  4. https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/govorit-v-nos/.
  5. https://health.mail.ru/consultation/2191352/.
  6. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rinolaliya_rebyonok_govorit_v_nos/.
  7. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  8. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу