5 коротких мультиков про бактерии, микробы, вирусы и клетки

Если шумиха вокруг коронавируса пробудила в вашем дошкольнике интерес к микробам, направьте его энергию в нужное русло. Про бактерии и клетки сегодня детям рассказывают не только книжки, но и мультфильмы. Мы выбрали те, где ребят учат мыть руки, понимать, что такое антибактериальные средства, и узнавать основы микробиологии.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Содержание

1. «Наука для детей. Бактерии»

Одна из серий «Смешариков», всенародно любимого проекта, рассказывает об антибиотиках, бактериях и микромире, но, как обычно, на примерах из жизни Лосяша, Каркарыча и Кроша. Фантастические создания эти бактерии — в серии даже рассказывают про их разновидности: как полезные используют для уборки нефти, создания йогуртов, а вредные вызывают болезни и даже эпидемии. Но с болезнетворными бактериями может бороться… плесень!

В серии появляются Александр Флеминг и Нобелевская премия. Осторожно: пробуждает интерес к науке и разведению бактерий на подоконнике.

2. «Микробы»

«Фиксики» великолепны, как всегда. Дим Димыч оплошал, не помыл руки, забыл про мыло, а потом перемывал и снова перемывал — пока не помыл с антибактериальным. Под микроскопом нашлись тысячи микроскопических животных — очень актуальная серия. Попутно можно узнать много полезных правил гигиены — о мыле, уборке, о том, как мыть овощи и фрукты.

Но «Фиксики», как проект научно-популярный, учит и образовывает — узнать можно не только о бактериях, но и как их найти, а также что не стоит огульно с ними бороться, ведь бактерии бывают и полезными.

3. «Вирусы: виды, устройство и способы заражения клетки»

Анимационный фильм «ПостНауки» рассказывает о разновидностях вирусов, их строении, механизмах распространения в организме, сообщая о размерах этих мельчайших оккупантов и их способах атаки живых организмов. Можно узнать о видах вирусов, о том, каких хозяев они выбирают и как именно разные вирусы атакуют живые организмы, а также о том, зачем вирусам липидная оболочка, как клетки становятся вирусными заводами и к чему стремятся вирусы. Мультфильм из проекта «Краткая история всего».

4. «Антибиотики и бактерии: как формируется устойчивость»

Антибиотики — наше главное оружие в мировой войне с бактериями, в которой столетиями побеждали именно микроорганизмы. Как так вышло, что после изобретения оружия оно перестало работать? Что такое резистентность? Почему использование антибиотиков в сельском хозяйстве, недопитый курс лекарств или неправильно выбранный препарат могут навредить всему человечеству? Экономические проблемы — как они могут помочь или помешать производству новых лекарств? В общем, вопросов много, а ответов на три минуты.

5. «Что умеют бактерии?»

Наверное, всё, кроме пения, танцев и производства мультфильмов о самих себе. В общем, смотрите короткий фильм о многообразии микроорганизмов и их роли в природе. Способы питания, производства энергии бактерий делают их основой основ жизни. Серьёзно — они-то и и есть настоящее разнообразие жизни, которое мы не видим.

Коровы, горох, черные курильщики, кальмары, которые светятся в темноте, — это все бактерии, и не забывайте: внутри каждого человека живет несколько килограммов таких существ. Много шокирующих фактов, пробуждающих интерес к микробиологии.

ПРЕМЬЕРА МУЛЬТФИЛЬМА «ОСТОРОЖНО, ГРИПП!»

Белошицкая Юлия Александровна, учитель ОБЖ

МБОУ Кадетская школа г. Южно-Сахалинска

ПРЕМЬЕРА мультфильма «ОСТОРОЖНО, ГРИПП!»

Созданного в рамках партнерской программы «Что делать в чрезвычайных ситуациях»

Дата проведения: 27 ноября 2013 года

Время проведения: 11:00 — 14:00

Место проведение: МБОУ Кадетская школа

Участники мероприятия:

Учащиеся 4 класса Кадетской школы

Ученики 6 б класса, участники агитбригады

Представители компании «Сахалин Энерджи»

Представители СМИ

Сеня

Материалы, необходимые для презентации:

  • Мультфильм, записанный на диск

  • Веселая детская музыка для музыкального сопровождения презентации

  • Проектор и компьютер, демонстрационный экран

Место проведения:

Кабинет № 11 ОБЖ — ресурсно-методический кабинет ОБЖ Кадетской школы

План мероприятия

  1. Выступление ведущего и Сени

  2. Выступление агитбригады

  3. Презентация мультфильма

  4. Обсуждение просмотренного фильма

  5. Выступление медицинского работника

  6. Итоги мероприятия

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Выходит ведущий.

Звучит музыка,

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Добрый день всем, кто собрался в этом кабинете. Нам сегодня предстоит разговор на очень важную тему. И не только разговор. Вас ждет сюрприз, о котором вы узнаете позже. Жалко, что не все ребята вашего класса смогли прийти в школу. А по какой причине? Верно, эти дети заболели. Осень, то дождь, то ветер. Сыро, холодно. Говорят, грипп нам угрожает. Как же уберечься от этого заболевания, не простужаться, не пропускать уроков и таких интересных и полезных встреч, как сегодня.

Ведущий 2: И поможет нам узнать об этом главный знаток правил безопасности. Может быть, кто-то знает, кто это? Как зовут героя?

Ответы детей

Ведущий: Правильно, ребята, это Сеня. Давайте его все вместе позовем!

Дети зовут Сеню, появляется Сеня

Сеня: Привет, друзья! Вы узнали меня? Я Сеня — знаток правил безопасности. Уже восемь лет я напоминаю вам о том, как нужно вести себя на природе и улицах нашего города, как избежать опасных ситуаций и, конечно же, о том, как важно знать правила безопасности и применять их в различных жизненных ситуациях.

Ведущая: Ребята, а какие мультфильмы с участием Сени вы видели? О правилах поведения в каких ситуациях?

Ответы детей

Сеня: Вы все молодцы, хорошо знаете мои мультфильмы.

Ведущая: Сеня пришел к нам не случайно, у него есть для всех большой сюрприз — новый мультфильм! Сегодня состоится премьерный показ этого мультфильма из цикла «Безопасность — это важно». Он посвящен правилам предупреждения и профилактики гриппа.

Сеня: Это первый мультфильм по такой теме, а те ситуации, о которых в нем пойдет речь, очень актуальны для всех жителей нашего островного края.

Ведущая: Но прежде, чем мы станем самыми первыми зрителями нового мультфильма, я хочу всем напомнить о том, что Сеня — это главный герой программы «Что делать в чрезвычайных ситуациях», у которой очень много друзей. Сегодня некоторые из них присутствуют здесь. Предоставляю им слово.

Слово предоставляется начальнику отдела по социальным вопросам компании «Сахалин Энерджи» Наталье Владимировне Гончар.

Выступление Н.Гончар

Ведущая. Ребята до начала мультфильма давайте посмотрим, а что знают кадеты о том, почему дети так легко заражаются гриппом и о предупреждении этого заболевания. Перед вами выступает школьная агитбригада.

Выступление агитбригады. (Около 10 минут)

Сеня. Молодцы, ребята. Вы — настоящие знатоки и агитаторы здорового образа жизни. Да, школьники не хотят дружить с тетушкой Апчхи и ее дружком Кашлем. И это самое главное. Нам всем пригодятся эти полезные советы. А теперь давайте посмотрим мультфильм.

Ведущая: внимание на экран. Смотрите мультфильм очень внимательно, потому что у Сени и его друзей будут для вас вопросы после просмотра.

Просмотр мультфильма

Сеня: Ну что, ребята, понравился вам мой новый мультфильм?

Ответы детей

Ведущая: А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили правила, про которые Сеня говорит в мультфильме. Я буду задавать Вам вопросы, вы отвечать, а Сеня вместе с Юлией Александровной Белошицкой, учителем ОБЖ, используя оборудование кабинета, смогут проверить, хорошо ли вы услышали и запомнили полезные советы Сени и наших знатоков.

Итак, первый вопрос: дается небольшой тест с использование интерактивной доски. Дети отвечают с помощью пультов.

Ведущий: Ну что, Сеня, как ты думаешь, справились наши ребята с вопросами?

Сеня: Ребята молодцы, хорошо усвоили способы профилактики гриппа. А чтобы они могли показать и рассказать об этом другим, я подготовил для школы небольшой подарок — диск с моим новым мультфильмом о правилах профилактики гриппа.!

Сеня показывает диск и произносит свою значимую фразу: Ведь «Знать об этом должен каждый, безопасность — это важно!»

Ведущая: Однако на этом мы не прощаемся. Мы пригласили на нашу встречу медицинского работника школы Татьяну Валерьевну. Она и подведет итог нашему важному разговору.

Мед. работник выступление

Сеня: Дорогие ребята. Я очень рад, что вы сегодня смогли получить немало полезной информации из мультфильма, из выступлений агитбригады и врача. Выполняйте правила личной безопасности, оставайтесь здоровыми даже в период эпидемий и в зимние холода. До свидания…

Звучит веселая спортивная музыка.

Мультфильмы про коронавирус. Часть 2

  • #социальныеантитела
  • #просвещающиевидео
  • #детииродители
  • #мультфильмы
  • #анимационныевидео

В дайджесте «Просвещающие «антитела» для детей и родителей» мы впервые рассказали о мультфильмах про коронавирус как способе защитить самых маленьких жителей нашей планеты. Однако анимационные видео любят не только дети, с не меньшим удовольствием их смотрят и взрослые. Культурологи объясняют это тем, что зрителю уже порядком надоел «постмодернистский бунт против всего человечества». Это явление эксперты называют новой искренностью. Ее смысл в том, что искусство стремится обрести утраченные в прошлом веке ценности: чистоту, гуманность, сострадание, жертвенность. Сегодня анимация позволяет зрителям всех возрастов уйти из грубой реальности в волшебный мир, где во главе всего справедливость и добро побеждает зло. Злом в современных мультфильмах про пандемию выступает, конечно же, коронавирус. Представляем подборку таких видеороликов.

Детям о коронавирусе

Разработчик мультимедийных пособий для образовательных учреждений, компания «Новый диск» выпустила детский мультфильм про коронавирус. Его авторы говорят: «Мы все волнуемся и переживаем из-за сложившейся ситуации, постоянно обсуждаем ее в семье, слушаем новости. Некоторую тревогу по этому поводу испытывают и наши дети, которые не понимают, почему нужно постоянно сидеть дома». Этот ролик доступно объясняет малышам, что такое вирусы, почему они опасны, учит правилам безопасного поведения, а также рассказывает, чем интересным можно заняться дома на самоизоляции.

Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Масяня в изоляции

С момента выхода в Сеть мультфильм набрал более 6 млн просмотров. И это неудивительно — Олег Куваев после многолетнего перерыва выпустил новый эпизод «Масяни», популярного в 2000-х сериала о забавных персонажах — Масяне, Хрюнделе и Лохматом. «Мне очень не хотелось делать мульт на слишком уж актуальную тему. Но игнорировать это тоже было бы глупо. Поэтому компромисс — мульт не про болезнь, а про состояние изоляции. Настроение повышающий. Надеюсь», — говорит его автор. Видео содержит ненормативную лексику.

Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Три Кота сидят дома

Российский мультипликационный сериал «Три Кота» выходит на телеканале СТС. Он рассказывает о повседневной жизни и приключениях трех маленьких котят — Коржика, Компота и их младшей сестренки Карамельки. Вместе они учатся выражать свои эмоции, поддерживать друг друга и находить выход из любой ситуации при помощи фантазии и родительского совета. В марте, с началом карантинным каникул, создатели мультфильма выпустили специальный сборник с самыми веселыми и познавательными сериями «Сидим дома», который помог детям провести это время с пользой. С момента публикации видеосборник набрал более 23 млн просмотров.

Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Если вы нашли интересное видео по теме борьбы с коронавирусом, поделитесь с нами, прислав его на почту covid19@fom.ru.

Сформируем вместе коллекцию «антител»!

Вакцинация от COVID-19: 11 вопросов и ответов о прививке

На фоне массовой вакцинации от COVID-19 возникает много вопросов относительно прививок и правил проведения кампании: от того, как правильно подготовиться к прививке, до разницы между вакцинами. АиФ.ru собрал список самых популярных вопросов и ответы на них.

Вопрос № 1. Отличаются ли антитела от прививки и после болезни?

Врачи отмечают, что антитела, вырабатывающиеся после перенесенной инфекции, отличаются от тех, что вырабатываются после прививки. Такое мнение высказал инфекционист и вакцинолог Евгений Тимаков в интервью радио Sputnik. Он отметил, что вакцина провоцирует образование антител к наиболее агрессивным компонентам. К примеру, отметил специалист, к S-белку, который помогает вирусу проникать в клетки. Так работает «Спутник V». Если говорить о естественном иммунитете, то иммунная система формирует антитела ко всем компонентам вируса, а степень защищенности после болезни зависит от иммунитета и того, каким характером обладает течение заболевания.

Прививка, по мнению специалистов, является более эффективной защитой от коронавирусной инфекции. После вакцинации антитела вырабатываются почти всегда, отметил эксперт, а их образование целенаправленно. Что касается естественного иммунитета после болезни, то, если организм ослаблен, вирус может преодолевать иммунные барьеры того или иного свойства, вследствие чего снижается «качество» антител, которые формируются в процессе. А если речь идет про тяжелое течение болезни, то и вовсе антитела могут не появиться.

Конфликта между естественными антителами после болезни и приобретенными в результате вакцинации не случается. Наоборот, иммунитет может увеличиться. Правда, тем, у кого после болезни образовалось много антител, прививку можно ставить и чуть позже. Но решение стоит принимать, проконсультировавшись с врачом.

Политолог-международник, член Валдайского клуба Александр Рар.

Вопрос № 2. Сколько держится иммунитет после прививки?

Как заявил Александр Горелов, заместитель директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, после вакцинации более половины привитых сохраняют иммунитет более 9 месяцев. «Хотя у некоторых лиц, получивших полный курс вакцины, уровень антител может снижаться через 9-12 месяцев, но это нормально для сезонных инфекций. Та же вакцинация от гриппа не дает пожизненный иммунитет. Так что, если со временем уровень антител после прививки от коронавируса снижается, это вполне ожидаемо для этой инфекции. Для нас важно, что больше 50% привитых сохраняют иммунитет достаточно продолжительное время», — заявил специалист.

Вопрос № 3. Так кому же прививку делать нельзя?

Еще один вопрос касается противопоказаний к вакцинации. Препараты для иммунопрофилактики при COVID-19, как и любые другие лекарственные средства, имеют свои запреты на использование.

Если изучить инструкции к препаратам, которые опубликованы Росздравнадзором и Роспотребнадзором, то становится понятно, что сформирован определенный стандартный список противопоказаний для всех доступных в России вакцин. Противопоказаниями к вакцинации от COVID-19 являются:

  • возраст до 18 лет;
  • тяжелые формы аллергии в анамнезе;
  • наличие повышенной чувствительности к компонентам препарата;
  • беременность и период грудного вскармливания.

Также отдельным противопоказанием при вакцинации «ЭпиВакКороной» является первичный иммунодефицит или онкология. Для «КовиВака» в числе запретов есть и такой: вакцину нельзя ставить тем, у кого после предыдущих вакцинаций были тяжелые осложнения.

5 коротких мультиков про бактерии, микробы, вирусы и клетки

Вопрос № 4. В каких случаях лучше отложить вакцинацию?

Специалисты рекомендуют отложить вакцинацию от COVID-19 при развитии ОРВИ, крапивнице, в стадии обострения конъюнктивита и прочих острых заболеваний. Врачи рекомендуют сначала выздороветь, а через несколько недель вернуться к вопросу прохождения вакцинации от COVID-19 по согласованию с лечащим специалистом. Такое же правило действует и в случае обострения хронических патологий.

Вопрос № 5. Бывают ли ситуации, когда второй компонент вакцины может не понадобиться?

Всем известно, что вакцины от коронавируса преимущественно двухкомпонентные и предполагают введение с разницей в несколько недель.

Как отмечают в Роспотребнадзоре, полный курс вакцинации обеспечивается двухкратным введением препарата через указанные в инструкции промежутки времени. Однако бывает и так, что второй компонент прививки могут и не поставить. На сайте ведомства указано, что вторую дозу человек не получает в том случае, если после постановки первой он заболевает коронавирусом. Например, если не получилось уберечься от инфекции. Тогда следует проконсультироваться с врачом на тему продолжения курса и того, когда, а также на каких условиях к нему можно будет вернуться.

Валерий Вечорко.

Вопрос № 6. Надо ли сдавать анализ на антитела перед прививкой?

Вопрос про антитела перед прививкой интересует многих. Так, нередко планирующие вакцинацию, идут сначала сдавать анализ на антитела, чтобы понять, надо ли им в принципе вакцинроваться. Врачи же отмечают, что особого смысла в этом нет.

«Наличие антител не мешает действию вакцины. Даже если вы переболели коронавирусом и у вас имеются антитела, после вакцинации их количество увеличится и защита станет надежнее», — отметил врач-аллерголог-иммунолог Владимир Болибок. Сдавать или нет тест на антитела — личное дело каждого в такой ситуации, отмечают и в Роспотребнадзоре.

Вопрос № 7. Как происходит процедура вакцинации?

В Роспотребнадзоре отмечают, что идти на прививку следует, только если самочувствие в данный момент хорошее: нет признаков ОРВИ, недомоганий и прочих симптомов начинающегося заболевания. Перед вакцинацией человек заполняет анкету, проходит осмотр врача: измеряют давление, проверяют температуру, оценивают визуально состояние горла и носа, что позволит исключить острые фазы заболеваний.

5 коротких мультиков про бактерии, микробы, вирусы и клетки

Вопрос № 8. Надо ли принимать антигистаминные препараты для снижения рисков побочных эффектов после прививки?

В Роспотребнадзоре отметили, что использовать антигистаминные средства в данной ситуации не стоит. «Такая медикаментозная «подготовка» не нужна. Более того, она только навредит. Как показало недавнее исследование, прием антигистаминных препаратов может негативно повлиять на иммунный ответ после вакцинации», — такое заявление есть на сайте Роспотребнадзора.

Вопрос № 9. Надо ли принимать парацетамол до и после прививки для профилактики?

Нередко для предупреждения осложнений люди стараются обезопасить себя заранее и начинают использовать парацетамол. Однако это не всегда обоснованно: так, появились сведения о том, что парацетамол может снижать уровень антител.

«Если прием жаропонижающих у некоторых людей и снижает уровень выработки антител после первой вакцинации, то, во-первых, уровень антител все равно остается выше порогового и обеспечивает необходимую защиту. К тому же практически все имеющиеся в обороте в мире вакцины вводятся как минимум двукратно, а после ревакцинации уровень антител у всех увеличивается независимо от того, принимали ли они какой-нибудь препарат», — сказал врач-инфекционист, к. м. н. Андрей Поздняков. Стоит помнить, что разного рода жаропонижающие препараты не стоит пить превентивно. Для них есть жесткие показания и определенные промежутки времени для приема: в случае с парацетамолом речь идет о минимум 4 часах, а то и больше.

5 коротких мультиков про бактерии, микробы, вирусы и клетки

Вопрос № 10. Можно ли заболеть после прививки и для чего же тогда прививаться?

Врачи отмечают, что прививка не дает гарантии на 100%. Но зато вакцина — это гарантия того, что если заражение и произойдет, то оно будет легким.

«Во-первых, у всех есть особенности иммунной системы, и существует часть людей, которые в силу индивидуальных особенностей организма не реагируют на вакцину так, как ожидается. Стандартная дозировка для них может быть недостаточной или избыточной», — рассказал агентству РИА Новости врач-инфекционист Андрей Поздняков.

Однако организм уже знаком с возбудителем, заболевание у привитых будет протекать легче и без развития тяжелых осложнений, отметил специалист. Это мнение подтверждают и другие врачи. Вакцина лучше защищает и от повторного заболевания коронавирусом.

Вопрос № 11. Правда ли, что нельзя пить алкоголь после прививки?

«Вакцина подействует в любом случае. Но, когда в организме происходят иммунные реакции, он становится особенно восприимчив к различным вредным воздей­ствиям. Поэтому после прививки даже небольшие дозы алкоголя могут вызвать отравление, проблемы с печенью и поджелудочной железой. По той же причине в течение нескольких дней после прививки стоит избегать стрессов, переохлаждений, посещения бани или сауны», — отметил иммунолог Болибок.

Литература:
  1. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  2. Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
  3. Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
  4. https://mel.fm/chto_posmotret/2401385-virus_cartoons.
  5. https://infourok.ru/premera-multfilma-ostorozhno-gripp-1303430.html.
  6. https://covid19.fom.ru/post/multfilmy-pro-koronavirus-chast-2.
  7. https://aif.ru/health/coronavirus/vakcinaciya_ot_covid-19_11_voprosov_i_otvetov_o_privivke.
  8. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
  9. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  10. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  11. Baas, «Geschichte d. Medicin».
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу