Доктор Комаровский: «Я хочу, чтобы все родители понимали — защищать ребенка от инфекций надо не лекарствами, а совсем другими способами!»

Сезон простуд в разгаре. Сердобольные мамаши пичкают детей то витаминами, то лекарствами и сетуют: несмотря на все старания чадо то и дело хворает! Возникает вопрос: а все ли правильно делают родители?

«Риск не в вирусной инфекции, а в лечении!»

От чего зависит, как часто болеют дети? Только ли от сезона и от иммунитета?

Е. Комаровский: Согласно общемировой практике ребенок, посещающий детский коллектив, может болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз в год. И на западе такой ребенок не считается часто болеющим! А у нас, если больше пяти раз за год насморк с кашлем случается, малыша ставят на учет, и лечат множеством лекарств. Почему нормальные люди не боятся ОРВИ?

Да потому что не в вирусной инфекции риск. А в лечении! Если дети 10 раз в год болеют соплями, но обходятся постельным режимом, обильным питьем, промыванием носа и выздоравливают сами, без лекарств, то пусть болеет себе на здоровье! Они вырастут и будут абсолютно здоровыми! Но если каждый чих — это повод засунуть в ребенка антибиотик, и кучу других таблеток для иммунитета, для кишечника, для носа, для горла и еще от аллергии — вот это катастрофа!

«За это хорошо бы лишать родительских прав…»

Многие люди до сих пор лечат температуру и насморки «дедовскими» способами: спиртовыми растираниями, чайком с малиной, горчицей в носки — на ночь. Работает?

Е. Комаровский: Горчицу в носки обсуждать сложно. А можно еще помолиться Богу. У нас даже мочу детям в нос капают — и некоторые мамы верят, что это помогает… А особенно мне нравится народный противопростудный метод — ножки попарить.

Проведите эксперимент: спросите у любого доктора в московском ожоговом центре: «Как вы относитесь к процедуре под названием «парить ноги»?» Только будьте готовы, что доктор ответит вам в грубой форме. Представьте ситуацию: сидит ребенок с ногами в тазике и мама, не убрав из этого тазика его ног, доливает туда кипяток… По мне, так за это надо лишать родительских прав.

На ваш взгляд все народные методы одинаково вредны?

Е. Комаровский: Народная медицина процветает там, где обращение к нормальной не дает пользы. Россия является членом Всемирной организации здравоохранения. Но отчего-то если, например, ВОЗ пишет во всех руководствах о недопустимости растирания спиртосодержащими жидкостями, то почему такой способ сбивать температуру у нас даже врачи скорой советуют?!

Действительно, и мне для ребенка советовала неотложка…

Е. Комаровский: Тогда давайте скажем: «У нас свой путь!» У всех в мире спирт всасывается через кожу, а наши дети «закаленные» — у нас ничего не всасывается, ни спирт, ни уксус! Второй пример — малина. Ее отвар — великолепный способ стимулировать потоотделение. Когда пот испаряется, организм теряет тепло.

Но одна из главных проблем любого ребенка с высокой температурой — дефицит жидкости в организме. Если мы дадим малышу малину, не напоив его предварительно, и он начнет потеть — будет сгущение крови, мокрота станет более вязкой, и мы увеличим риск осложнений! Можно давать чай с малиной? Можно. Но чашка чая с малиной должна быть третьей чашкой! А первые две — без малины.

«Таблетка — это для ленивых и не здравомыслящих родителей…»

Мне доктор говорил — пришел ребенок из школы или из детского сада, промойте ему нос определенными антибактериальными препаратами, чтобы не заболел…

Е. Комаровский: Самая главная проблема современной медицины — это стремительная выработка бактериями устойчивости к антибиотикам. Причем, они вырабатывают эту устойчивость намного быстрее, чем придумываются новые препараты. Для того, чтобы к антибиотику не вырабатывалась устойчивость, он должен накапливаться в очаге воспаления в высокой концентрации.

Чем меньше концентрация, тем легче бактериям к нему привыкнуть и перестать реагировать. В носу никогда не будет сохраняться высокая концентрация, препарат быстро перестанет быть эффективным, а вот склонность к аллергии на данное лекарство вы заработаете. Поэтому местно антибактериальные средства используются только там, где они могут накапливаться — их капают в глаза, в уши. Но в нос — такого не может себе представить ни один здравомыслящий доктор.

Но неужели нет никаких способов защиты от частых ОРЗ?! А противовирусные препараты?

Е. Комаровский: Дело в том, что очень часто организм способен сам справиться с ОРЗ, благодаря интерферону — белку, который вырабатываемся клетками организма в ответ на вторжение вируса. И нередко вспомогательных средства по борьбе с вирусом не требуются. А если нужны — их должен назначать врач. Не стоит применять такие препараты самостоятельно, для лечения и тем более — для профилактики.

Недавно вышла моя новая книга — как раз про лекарства. Но на самом деле — моя задача как раз объяснить, когда лекарства вам НЕ нужны. И я хочу, чтобы родители понимали: защищать ребенка от инфекций надо другими способами. Таблетка — это для ленивых и не здравомыслящих родителей…

Другое дело, что мамы очень часто сами, без помощи детского сада, школы, окружения, страны, государства не может ничего сделать. Они дома все могут делать прекрасно, а в садике ничего никто делать не будет — в итоге ничего хорошего не получится. То есть, надо всему обществу договориться.

Договориться о чем?

Е. Комаровский: О единой схеме действий, проще говоря. Например: для того, чтобы вирус вызвал болезнь, он должен попасть в нос в совершенно определенном количестве. И это количество называется инфицирующая доза. Вот попало пять вирусов — организм с ними справился. А попало сто вирусов — нет. Как можно уменьшить концентрацию вируса во вдыхаемом воздухе?

Проветривать помещение! Вирусы на улице от человека к человеку практически не могут передаваться. А вот в помещениях и транспорте могут еще как! Поэтому: вот доехал некий троллейбус до круга — в воздухе этого троллейбуса огромная концентрация вирусных частиц. Что стоит в масштабах страны, в ввести закон о пятиминутной стоянке маршрутного транспорта на конечных остановках — с открытыми дверями? Одна эта мера резко уменьшит инфицирование! Или когда в школе звенит звонок, что должно произойти?

«Минутку, — говорит учитель, — звонок для кого? Для учителя — пока я не закончу свою мысль, сидите и пишите!» А когда звенит звонок, то должно быть правило — 10 секунд и чтобы здесь никого не было! Все в коридоре. Открывается окно тут же и уже к следующему уроку все зашли в проветренный класс! Дальше. Попадают вирусы в нос. Как уменьшить концентрацию вируса в носу? Берем любой солевой раствор — чайная ложка соли на литр кипяченой воды. Взяли любой флакон-пшикалку и пшикаем в нос в городском транспорте.

Зашли в троллейбус — пшик-пшик и прыгнули туда. Сидим в коридоре в поликлинике — пшик-пшик. Все. Кстати, вирусы цепляются к пылевым частицам, а они где находятся? В воздухе. Если воздух влажный, где пылевые частицы? На полу. А если сухой? В воздухе! Поэтому еще одно золотое правило — воздух, в классах школы, группах садиков, в детской — должен быть влажным!

Многие родители считают, что нужно ребенка закалять, чтобы меньше болел. А как лучше закалять?

Е. Комаровский: Я сторонник закаливаний, но! Давайте расставим точки над и. Есть такое понятие:простуда — это болезнь, связанная с переохлаждением. И болезней таких на самом деле очень мало. А есть понятие — острая респираторная вирусная инфекция. Поэтому простудами мы болеем редко, потому что редко наши дети ходят голыми и босыми зимой по улице.

Поэтому чаще они болеют вирусными инфекциями и никакими закаливаниями вы не спасете детеныша от ОРВИ. От вирусных инфекций можно спастись, прежде всего, свежим воздухом! Главное — ребенок должен дышать чистым, прохладным, влажным воздухом. И если мы на всех этапах жизни обеспечим ему такие условия, мы радикально уменьшим концентрацию вирусных инфекций.

«Если малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вероятность болезни уменьшите в десятки раз!»

Скажите, вот огромное количество средств от насморка, ими можно спасаться , когда у ребенка заложен нос?

Е. Комаровский: Они должны быть в каждом доме! Хотя бы потому, что сосудосуживающий препарат, уменьшающий насморк и является неотложной помощью при боли в ухе, например. Если в доме жарко и душно, ребенок не может дышать носом, а ему пора спать, что произойдет за ночь?

Он подышит ртом, у него пересохнет все в легких и бронхит и воспаление вам гарантированы! Поэтому, если в доме сухой и теплый воздух, то надо срочно восстановить носовое дыхание, чтобы ребенок мог хотя бы носом «увлажнять» воздух!

Но гововрят на сосудосуживающие препараты легко «подсесть»!

Е. Комаровский: Конечно. 5 дней — и привыкание. Поэтому что делает умная мама? Она делает все, чтобы сопли не засохли. Она посылает папу не в аптеку, а говорит: «Петя, найди нам нормального сантехника, который поставит краник на батарею! Петя, зайди в интернет и почитай, что такое увлажнитель воздуха и какой нам купить! Петя, купи термометр и гигрометр и чтобы ребенок спал в чистой, прохладной, влажной комнате, где температура максимум 20, но он в теплой пижаме!».

Я могу поспорить с родителями часто болеющих детей. Если ваш малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вы вероятность болезни уменьшите в десятки раз! Я глубоко убежден в том, что часто болеющий ребенок — это отсутствие здравого смысла у его родителей и отсутствие взаимопонимания с администрацией детских дошкольных учреждений и школ.

ВАЖНО!!!

КАК РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ ВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ по Комаровскому

Можно ли самостоятельно понять, что у ребенка именно вирусная инфекция?

Е. Комаровский: Если горло болит, а нос абсолютно сухой — это нестандартная ситуация — налицо симптомы бактериальной инфекции — ангины,и нужно обращаться к врачу. Так же следует вызвать доктора, если ребенка на 2-3 день болезни начинает мучить сильная жажда. Но если картина стандартная, то есть: повышение температуры, слизь из носа, кашель — то это вирусная инфекция.

Хорошо, определили, как правильно лечиться?

Е. Комаровский: Достаточно просто создать хорошие условия для того, чтобы организм сам справился с болезнью. Чтобы ребенок быстрее выздоравливал, НУЖНО:

— тепло его одеть

— чтобы в комнате было прохладно (18-20градусов) и влажно (50-70%): есть увлажнитель — замечательно. Если не заработали на него — мойте пол и развешивайте влажные полотенца, брызгайте водой из пульверизатора.

Помните: если в зимнее время вы открываете форточку, то вы высушиваете воздух! Поэтому зимой температуру в комнате лучше регулировать не открытой форточкой, а закрытой или регулируемой батареей.

— поить ребенка. В организме должно быть достаточное количество жидкости, чтобы он мог потеть, а вырабатывающая мокрота и слизь были жидкими. Если кровь густая, то и слизь густая и ее трудно откашлять. Поэтому пить надо много! Температура питья должна быть равна температуре тела — при этом условии жидкость всасывается из желудка в кровь максимально быстро.

— не кормить насильно! Ребенок должен попросить сам. Главное, чтобы пил! А насиловать едой — нельзя категорически! Потеря веса во время болезни — нормальна для любого млекопитающего! Этот вес наберется за 3-4 дня после выздоровления.

Дополнительно можно использовать солевые капли в нос, чтобы не засыхали сопли, и на крайний случай, при острой необходимости — сосудорасширяющие!

ВСЕ!!!

И никаких больше лекарств?

Е. Комаровский: Вот именно! Но среднестатистическая мама не может понять, что врач, который не назначил ребенку никаких лекарств — это настоящий профессионал, который взял на себя ответственность, сказав: «Нет у вас никаких осложнений! Нет никакого повода травить ребенка химией — это обычная вирусная инфекция!».

Мама — вперед! Но мама не поила, в доме нечем дышать, у малыша в носу засохла слизь, он подышал ртом, комок слизи перекрыл бронх, началось воспаление. Кто виноват? Доктор, который ничего не назначил! Все тупик! Это тупик национального масштаба на радость продавцам лекарств.

И лекарства, получается, назначаются, не потому что они нужны, а чтобы потом какая-нибудь клуша не обвинила врача: он вовремя не услышал воспаление легких, которого и не было! Но если не поить и жить в духоте, то достаточно 12 часов, чтобы возникло осложнение возникло достаточно — и в этом виноват вовсе не врач.

А как лечите вы своих детей?

ОРВИ у детей: начало начал

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) в практической деятельности врача педиатра — тема актуальнейшая. С учетом того факта, что на одного ребенка приходится, в среднем, от 1 до 8 заболеваний в течение года, каждый врач имеет значительный опыт диагностики и лечения. Упомянутый опыт не только профессиональный, но и личный — ОРВИ, это как раз та патология, в отношение которой врачу с печальной регулярностью приходится «пользовать» не только пациентов, но и собственных детей, и себя любимого. Теоретически аспекты, касающиеся этиологии, патогенеза и эпидемиологии ОРВИ общеизвестны. Спектр возбудителей и основные патогенетические механизмы полно и конкретно отражены в любом учебнике инфекционных болезней. Но прикладные вопросы — от терминологии до объема лечебных мероприятий — до настоящего времени во многом остаются не согласованными.

Народная мудрость к возможностям медицины относится довольно скептически, утверждая, что лечение болезни (точнее гриппа, простуды, ОРЗ, ОРВИ) продолжается одну неделю, а при отсутствии такового выздоровление наступает за 7 дней.

Вышеупомянутые ОРЗ, грипп, простуда и ОРВИ, с точки зрения обывателя, воспринимаются как синонимы, но и в медицинской среде четкой дифференциации этих терминов нет.

Напомним, что ОРВИ — это группа острых вирусных инфекций, поражающих различные отделы респираторного тракта и имеющих сходную клиническую симптоматику. Этиологически она (группа) представлена эпителиотропными (риновирус, вирус парагриппа, RS-вирус) и лимфотропными вирусами (аденовирус).

Заболевание, обусловленное каждым из перечисленных вирусов, имеет свои семиотические особенности, с учетом избирательного поражения эпителиальных клеток на определенном участке респираторного тракта. В то же время, эта избирательность находится под влиянием значительного числа факторов (вирулентность, возраст, иммунный статус, условия окружающей среды, тактика терапии), поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей частоте встречаемости конкретных симптомов, но не об их патогномоничности. Говоря проще, если риновирус поражает, как правило, эпителиальные клетки слизистой оболочки носа, то это вовсе не говорит о том, что острый фарингит не может быть вызван именно риновирусом. Да, поражение гортани типично именно для вируса парагриппа, но им же обусловленный бронхит или ринит — редкостью, в свою очередь, не являются.

Грипп в рассматриваемом аспекте — всего лишь частный вариант ОРВИ со своими эпидемиологическими и клиническими особенностями, обусловленными вариабельностью антигенной структуры вируса и его тропизмом к эпителиальным клеткам слизистой оболочки бронхов.

Вирусологические исследования дают возможность уточнить вид возбудителя и сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ (парагриппозная инфекция, риновирусная инфекция, грипп А и т. д.). Но клиническая симптоматика позволяет врачу лишь предположить вид возбудителя с той или иной степенью вероятности. Понятно, что сочетание лихорадки, фарингита и конъюнктивита дает возможность почти со 100% вероятностью предположить аденовирусную инфекцию, а острый бронхиолит у ребенка первого года жизни — RS-инфекцию. Исключения лишь подтверждают правило, отсюда и понятная любовь педиатров к объединяющему термину «ОРВИ», особенно с учетом того факта, что сочетанные инфекции — далеко не редкость.

Тем не менее, основная ценность самого термина ОРВИ состоит в четком обозначении именно вирусной природы заболевания и это очень важно, ибо тактика терапии в очень малой степени определяется видом возбудителя и в очень большой — уровнем преимущественной локализации патологического процесса (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит). Как следствие — практическая целесообразность и самодостаточность такого, к примеру, диагноза, как «ОРВИ, назофарингит» или «ОРВИ, бронхит».

В противовес ОРВИ, термин «ОРЗ» т. е. острое респираторное заболевание, ни коим образом не раскрывает этиологическую структуру болезни, объединяя совершенно различные в патогенетическом и терапевтическом смысле патологические состояния. Острые вирусные и острые бактериальные инфекции, бактериальные осложнения ОРВИ и обострение хронических инфекций носоглотки — часто имеют схожую, но вовсе не тождественную клиническую симптоматику, а тактика лечебных воздействий отличается весьма принципиально. С учетом вышеизложенного, использование самого термина «ОРЗ» невольно подразумевает неясность диагноза, что вполне допустимо в практике фельдшера скорой помощи, но не вполне корректно для врача.

Упомянутая «некорректность» распространяется и на понятие «простуда». Слово это не часто можно встретить в отечественной специальной литературе, но легко обнаружить в популярных статьях, переводных монографиях, рекламных роликах и аннотациях к биодобавкам. С точки зрения толкового словаря, простуда — это болезнь, связанная с переохлаждением. Чаще всего речь идет об активизации хронических воспалительных процессов (тонзиллита, аденоидита), реже — об ОРВИ, легкость развития которой, после простуды, легко объясняется снижением местного иммунитета дыхательных путей.

* * *

Широта взглядов на тактику терапевтических воздействий поражает своим разнообразием. В то же время, адекватную, подлинно научную оценку эффективности конкретных фармакологических средств и методов лечения дать исключительно сложно. Это обусловлено скоротечностью и, в большинстве случаев, незначительной тяжестью болезни, когда трудно быть уверенным в том, что улучшение достигнуто именно благодаря применению определенного лекарства, а не наступило в результате естественного развития событий.

Неудивительно, что, задавшись целью доказать эффективность какого-либо лекарственного средства, несложно добиться результата, ибо большинство больных благополучно превратятся в здоровых в течение одной недели.

Отсюда две глобальных тенденции в оценки роли фармакологических препаратов:

  1. Констатация того факта, что эффективность данной группы лекарств не доказана, например: «Отхаркивающие средства снижают вязкость мокроты. Эффективность и преимущества в сравнении с обильным питьем не доказаны» [2].

  2. Аргументированные попытки обосновать использование всего, что не навредит, например: «Применение бифидумбактерина-форте при острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ) у детей показало, что он эффективен при лечении данной патологии» [4].

С учетом приведенных цитат, практикующий врач часто находится в тупике: с одной стороны, использовать с адресной ссылкой на достижения медицинской науки можно несколько сотен, если не тысяч фармакологических средств, с другой, эффективность подавляющего большинства из них убедительно не доказана.

Масла в огонь добавляет меняющееся отношение ко многим препаратам, из тех, что десятилетиями с успехом применялись для лечения ОРВИ. Типичный пример — категорический запрет на использование при вирусных инфекциях у детей аспирина, в связи с реальной угрозой развития синдрома Рея.

Многие авторы серьезных исследований обращают внимание на тот факт, что ни одно патологическое состояние не может сравниться с ОРВИ по количеству осложнений, связанных с проводимой терапией. Если приплюсовать к этому постоянно декларируемую ВОЗ борьбу с полипрагмазией, то становится понятным осознание все большим и большим числом практических педиатров того факта, что организм ребенка в подавляющем большинстве случаев способен без всякой фармакологической помощи справиться с респираторной вирусной инфекцией. Задача родителей и врача — создание условий, при которых борьба микро- и макроорганизма с максимально возможной вероятностью окончиться победой последнего.

Реализация вышеупомянутых условий подразумевает решение трех важнейших задач.

I. Оптимизация физических параметров вдыхаемого воздуха.

Патогенетическое обоснование. С учетом эпителиотропности респираторных вирусов, гиперсекреция желез слизистой оболочки имеет место на всех уровнях респираторного тракта. Образующийся секрет (мокрота, назальная слизь) — один из основных факторов противовирусной защиты: как специфической (IgА), так и не специфической (например, лизоцим).

В условиях, когда ребенок, больной ОРВИ, дышит сухим и теплым воздухом, нарушение реологических свойств секрета происходит в течение нескольких часов — реальная продолжительность имеет обратную связь с выраженностью лихорадки. Загустевшая мокрота не только перестает выполнять свои защитные функции, но и, в зависимости от поражения определенного уровня респираторного тракта, нарушает проходимость дыхательных путей, вентиляцию пазух носа и барабанной полости. Отсюда, возрастание риска осложнений — соответственно пневмоний, синуситов, отитов.

Таким образом, чистый, прохладный, влажный воздух в помещении, где находится больной ребенок — обязательное условие оптимального течения болезни (желательные физические параметры — температура 17-19 оС, влажность 75-90%).

Способы практической реализации:

  1. Идеально помещение с минимумом накопителей пыли (ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки, книги не за стеклом и т. д.).

  2. Частая влажная уборка.

  3. Применение бытовых увлажнителей воздуха.

  4. Отказ от использования обогревателей.

  5. Проветривание помещения.

  6. Теплая одежда.

II. Активная регидратация.

Патогенетическое обоснование. Лихорадка, затрудненное носовое дыхание, рост перспираторных потерь, как следствие — гемоконцентрация, нарушение реологии крови и мокроты. Чем суше воздух — тем больше потери жидкости на его увлажнение.

Способы практической реализации:

  1. Обильное питье: минеральная вода, сбалансированные солевые растворы, отвар изюма, компот, чай.

  2. Температура жидкости, используемой для питья, должна быть близка к температуре тела (максимальное укорочение времени всасывания).

Стандартные критерии эффективности регидратации — влажность кожи и слизистых, диурез, лихорадка, частота сердечных сокращений.

III. Кормление по аппетиту.

Отсутствие или значительное снижение аппетита у ребенка, заболевшего ОРВИ, — типичный симптом. Его выраженность прямо связана с тяжестью болезни и имеет абсолютную биологическую целесообразность.

Практические рекомендации:

  1. Попытки насильственного кормления недопустимы.

  2. Акцент на продукты, богатые углеводами.

  3. Уменьшение разового объема пищи при увеличении числа кормлений.

* * *

Парадоксальность ситуации состоит в том, что реализация трех перечисленных выше задач целиком и полностью возлагается на родственников больного ребенка. Это, по сути, главная проблема лечения ОРВИ, ибо действия, однозначно необходимые, постоянно вступают в противоречия с представлениями большинства родителей о том, что такое хорошо и что такое плохо для заболевшего дитя.

Отечественная ментальность традиционно рассматривает обильную еду и тепло в качестве обязательных потребностей детского организма, а врача — в качестве обязательного источника рецептов. Действия, противоречащие общественному мнению, постоянно служат поводом для конфликтов на всех уровнях — начиная с взаимоотношений педиатра и родителей и заканчивая контактами все того же педиатра с собственным начальством.

Два типичных примера.

1. Назначено 10 препаратов, включая антибиотик, болезнь осложнилась пневмонией. Виноват, разумеется, ребенок, потому, что слабенький.

«Ничего» не назначено (ибо привести в порядок детскую комнату, активно поить и не кормить насильно — это «ничего»). Болезнь осложнилась пневмонией. Виноват, разумеется, врач, поскольку «ничего» не назначил.

2. Болезнь осложнилась пневмонией, что потребовало госпитализации. «Разбор полетов» в кабинете у начальства. Если руководство не обнаружит в карточке назначенных препаратов, стандартные выводы о «неадекватной терапии» и «недооценке тяжести состояния» не заставят себя ждать.

Вот и получается, что лечение ОРВИ без лекарств, мягко говоря, чревато, ибо лечением, «настоящим» лечением его называть не принято.

Можно, разумеется, сетовать на тяжкую долю педиатра.

Можно мечтать о тех временах, когда необходимость распространения несложной и очень нужной информации о принципах помощи заболевшему ребенку будет возложена на среднюю школу, поскольку это не менее важно, чем синусы, косинусы и начальная сексуальная подготовка.

Можно надеяться на то, что тактика максимально возможного ограничения фармакологической нагрузки будет спущена на головы врачей в виде адаптированных к реальным условиям работы педиатра и ментальности населения «методических рекомендаций».

Но ведь можно уже сейчас не сетовать и не мечтать, в надежде на добрых дядь из минздрава, а реально действовать.

Главное, пожалуй, осознание того факта, что потратить 15 минут на беседу с родственниками, намного проще, эффективнее и безопаснее, чем бороться с последствиями активной фармакотерапии или лечить пневмонию, обусловленную антибиотикорезистентными штаммами бактерий.

Непременным следствием ограничения лекарственной нагрузки является необходимость учета социально-бытовых факторов и индивидуальных особенностей заболевшего ребенка, более активное динамическое наблюдение, тщательный контроль над выполнением назначений и, наконец, своевременная коррекция терапевтической тактики.

Принципиальное положение: речь идет именно об ограничении использования фармакологических средств, а не о возведенном до уровня догмы отказе от их применения. В конце концов, симптоматическая терапия, направленная на облегчение субъективно неприятных ощущений, неминуемо сопровождающих весь ход болезни, — одна из прямых задач врача. А восстановление носового дыхания, посредством рационального интраназального использования адреномиметиков и применение парацетамола при плохой переносимости лихорадки — логичные и вполне целесообразные способы решения этой задачи.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь вовсе не идет о том, чтобы перечеркнуть достижения медицинской науки и отрицать значимость фармакологической помощи в лечении тяжелых и осложненных форм ОРВИ. В то же время, сужение и конкретизация показаний, перечислений конкретных клинических ситуаций когда, без «настоящего» лечения нельзя обойтись — задача актуальнейшая.

Но это уже тема другой работы…

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаровский Е.О. Вирусный круп у детей. Клиника. Диагностика. Тактика терапии. Харьков, Фолио, (1993).

2. Педиатрия. Под ред. Дж. Грефа. Пер. с англ. — М., Практика (1997).

3. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. Книга практикующего врача. Пер. с англ. — М., Практика (1994).

4. Феклисова Л.В. с соавт. Новые подходы к использованию пробиотиков в комплексном лечении ОРВИ у детей. Эпидемиология и инфекционные болезни, 5 (2001).

Опубликована в медицинской газете «Medicus Amicus», №6 2002. www.medicusamicus.com

автор Комаровский Е.О.

опубликовано 12/01/2007 15:21

обновлено 26/04/2018

— Для специалистов

Литература:
  1. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
  2. Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
  3. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  4. https://www.kp.ru/daily/25958.5/2899300/.
  5. https://komarovskiy.net/articles/orvi-u-detej-nachalo-nachal.html.
  6. Ковнер, «Очерки истории M.».
  7. Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
  8. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  9. Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу