Конспект мероприятия «Путешествие в страну здоровья» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект мероприятия «Путешествие в страну здоровья» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

( ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида Красносельского района г. СПб.

_____________________________________________________________________________198320, г. Санкт-Петербург, ул. Гвардейская, д. 19 кор.2, литер А

Конспект

мероприятия

в подготовительной группе № 10

Тема: Здоровье — одна из ценностей жизни.

Конспект НОД

« Путешествие в страну здоровья».

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: двигательная, игровая, детское словотворчество

Составила

воспитатель Лисовская Н.П.

Санкт-Петербург

2016 год

Цель:

Формировать представления о здоровье как об одной из главных ценностей жизни.

Задачи:

1 Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.

2. Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, соблюдения режима дня.

3. Развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья.

4. Воспитывать культуру здоровья, желание быть здоровым. Вызвать сочувствие к героям занятия ( гномам), побудить помогать им. Создать радостное настроение.

Интеграция образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками.

Формировать самостоятельность, целенаправленность и самоорганизацию собственных действий.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание через игру.

Формировать готовность к совместной деятельности.

Познавательное развитие.

Формировать первичные представления о влиянии на здоровье соблюдения правил личной гигиены, режима дня, закаливающих процедур.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Речевое развитие.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Активизировать в речи новые слова и словосочетания.

Физическое развитие.

Формировать правильную осанку в различных видах деятельности.

Способствовать овладению ребенком элементарными знаниями о своем организме, о роли физических упражнений в его жизни, способами укрепления собственного здоровья.

Художественно-эстетическое развитие.

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Развивать потребность в самовыражении, потенциальной возможности детей.

Предварительная работа.

Сюжетно-ролевые игры: « На прогулке», « Овощной магазин», « Стоматологическая поликлиника».

Беседы на темы:

  • Полезные и вредные продукты
  • Основные правила здоровья
  • Мы со спортом дружим
  • Для чего нужно закаляться.

Дидактические игры

  • Что такое хорошо, что такое плохо
  • Правила Мойдодыра
  • Дерево здоровья
  • Одень куклу на прогулку
  • Режим дня

Рассматривание детских энциклопедий

Чтение художественной литературы:

С. Афонькин « Как победить простуду»

« Откуда берется болезнь»

С. Михалков « Прививка»,

К. Чуковский « Мойдодыр», « Айболит»

С. Афонькина « Как стать сильным», « Зачем делать зарядку»

Методические приемы.

Игровые методы и приемы: дидактические игры :

  • Дерево здоровья
  • Полезные и вредные продукты питания
  • Волшебные часы режим дня
  • Игра-инсценировка « гномы заболели»

Сюрпризный момент « Видеописьмо тетушки Совы»

Художественное слово — стихотворение из серии « Сохрани свое здоровье»

Составление рассказа по алгоритму « Одевайся по погоде»

Использование наглядного материала:

  • Сюжетные картинки
  • Игровые модули: магазин, продукты питания
  • Применение информационно-коммуникативных технологий

Использование словесных методов:

Вопрос- ответ, пояснение к тому, что видят дети, просьба — предложение.

Создание проблемной ситуации:

« Как помочь глазам»

Физкультминутка

« Зарядка»

Словарная работа

Развивать связную речь: диалогическая речь — умение вести диалог,

Монологическая речь — умение составлять рассказ.

Активизировать в речи

Новые слова и сочетания : режим дня, организм, укреплять свое здоровье, иммунитет, калории, правила личной гигиены.

Закрепить умение образовывать новые слова:

Зима — зимний, весна — весенний, лето — летний, осень — осенний.

Материал к занятию

  • Костюмы гномов
  • Видеоролик» Видеописьмо от тетушки Совы»
  • Презентация « Одевайся по погоде»
  • Сюжетные картинки: правила личной гигиены, прогулки, закаливание, виды спорта, режим дня, игровые модули « магазин», « продукты питания», « дерево здоровья», часы « Режим дня»

Ход мероприятия

Воспитатель:

Ребята, вы любите сюрпризы?

На днях я получила видеописьмо от нашей старой знакомой — тетушки Совы. Давайте вместе его просмотрим и узнаем, что произошло в ее сказочном лесу.

Воспитатель включает первый кадр видеоролика ( слайд презентации)

Сова:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мои гномы совсем расшалились, перестали меня слушаться. Из-за своего непослушания они совсем разболелись. Пусть они сами вам все и расскажут.

Выходят три Гнома — Тимошка, Шпулька и Татошка ( их роли исполняют дети)

Тимошка

Разболелось что-то тело,

Голова слегка вспотела.

Справедливо полагаю:

Вроде я недомогаю.

Я гулял вчера без куртки.

Ел мороженое сутки.

Вот поэтому охрип.

У меня, наверно, грипп?

Шпулька.

Съел я булку, и рожок,

И с начинкой пирожок.

И пюре с котлетою,

И компот с конфетами.

Съел за папу с мамой

Миску каши манной,

Что же так живот болит,

Пропадает аппетит?

Больше есть я не хочу,

Мне пора идти к врачу.

Татошка.

Зубы чистить — неохота,

Умываться не люблю.

У меня одна забота —

Кожу берегу свою.

Утром глазки я промою

Нежно, пальчиком одним

Я вполне хорош собою.

Грязь местами?

Это грим!

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему заболели гномы7

Дети :

Гномы не соблюдали правила, которые помогают сохранить здоровье.

Воспитатель включает следующий кадр видеоролика.

Сова:

Ребята, а вы правила знаете? Помогите моим гномам. В моем волшебном лесу есть Дерево Здоровья, на котором росли листочки с этими правилами, но сильный ветер сорвал их с дерева и разбросал по лесу. Помогите их найти

Воспитатель:

Ребята, вы видите листочки? Давайте посмотрим, что на них изображено, и вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы не болеть.

Дети собирают листочки , называют правила и развешивают листочки на дереве. Правила: соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, закаляться, заниматься спортом, соблюдать режим дня.

Воспитатель включает следующий кадр.

Сова:

Молодцы, детишки, все правила вы знаете! А случайно не догадались, почему гном Тимошка простудился? Почему у него разболелось горло и поднялась температура?

Дети:

Потому что он гулял раздетый, съел много мороженого.

Воспитатель:

Ребята, расскажите, как нужно правильно одеваться на прогулку.

Дети рассматривают схемы и объясняют, в какое время года и как нужно одеваться. ( см. вкладку)

Сова:

Спасибо, ребятишки! Я надеюсь, что мои озорники запомнят эти правила, станут их соблюдать , и не будут болеть. Как вы думаете, а почему разболелся Гном Шпулька, что же нам делать, как лечить?

Дети:

Нельзя переедать, нужно правильно питаться, есть нужно полезную пищу.

Воспитатель:

Ребята, помогите гномам разобраться, какие продукты полезны для здоровья, а какие вредные.

Дети называют продукты, изображенные на слайдах, отмечая, что полезно, а что вредно для здоровья.

  1. Молочные продукты богаты кальцием, который укрепляет наши кости и зубы. Чипсы могут вызвать аллергию.
  2. Соки содержат много витаминов, которые помогают укрепить наш иммунитет. Газировка вредит нашему желудку.
  3. Рыба и мясо богаты фосфором. Фосфор полезен для нашего скелета. Гамбургеры вызывают проблему с желудком.
  4. Фрукты богаты витаминами. Витамины помогают сохранить зрение и укрепить иммунитет. Конфеты и сладкое портят наши зубы.

Воспитатель:

Мои юные друзья, а вам нравится веселая музыка?

Чем бы вам хотелось заняться, слушая ее?

Дети:

Можно сделать зарядку.

Воспитатель:

Тимошка, Шпулька, Татошка, присоединяйтесь!

Сова:

Какие молодцы, мне очень понравилась ваша зарядка! Но вот еще одна незадача: мои непоседы-гномы играли с волшебными часами, которые помогали жителям нашего леса соблюдать режим дня. Озорники перепутали на часах все картинки. Помогите, пожалуйста, отремонтируйте наши часы.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эти часы. Что вы можете о них сказать?

Ответы детей.

Воспитатель:

Чтобы починить эти часы, нужно разгадать загадки и правильно разложить картинки.

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещает: Это …( утро)

Солнце в небе высоко,

А до ночи далеко.

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? ( День)

День прошел. Садится солнце

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный… ( вечер)

Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? ( Ночь)

Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием! А тетушка Сова приготовила вам еще одну игру. Она хочет проверить , какие вы старательные и внимательные. Слушайте внимательно!

Сова:

Вам мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: « Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Дети хлопают.

Не грызите лист капустный,

Он совсем-совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный ответ?

Дети: Нет, нет, нет!.

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

Сова:

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ —

Молодчина Люда?

Дети: Нет!

Сова:

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Дети хлопают.

Сова:

Зубы вы почистили,

И идете спать.

Захватите булочку сладкую

В кровать.

Это правильный совет

Дети: Нет, нет, нет!

Сова:

Спасибо, ребята, сколько нового, интересного гномы сегодня узнали от вас! Я надеюсь, что Тимошка, Шпулька и Татошка получили хороший урок. Они обязательно будут соблюдать правила и заботиться о своем здоровье. Ну что ж, ребята, до новых встреч!

Итог занятия.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня порадовали не только тетушку Сову, но и меня. Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные. Егор , ты сегодня был отзывчив. Илья, ты сегодня порадовал меня на занятии. Молодцы!

Через художественную литературу – к здоровому образу жизни дошкольников

Через художественную литературу — к здоровому образу жизни дошкольников

Актуальность исследования, состоит в том, что в последние годы состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. С каждым годом среди дошкольников растет процент детей, имеющих те или иные отклонения в здоровье. Несмотря на все попытки образовательных учреждений сформировать потребность в здоровом образе жизни у подрастающего поколения, уровень здоровья воспитанников оставляет желать лучшего. В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места, потому что дети не замечают своего здоровья и воспринимают его как естественную данность. Поэтому необходимость в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни растает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившеюся проблему. Эта проблема имеет особую актуальность и нуждается в новых подходах.

Одним из таких средств может стать художественная литература.

Исследования А.М. Виноградовой, Л. Гурович, М. Лучич, М.М. Рубинштейна и др. доказали эффективность воздействия произведений художественной литературы на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Вместе с тем имеется противоречие между имеющимся опытом применения художественной литературы в педагогической деятельности и необходимостью ее использования для решения задачи формирования представлений о здоровом образе жизни.

Во-первых, необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с компонентами здорового образа жизни.

Во-вторых, организовывать обобщающее обсуждение содержания художественных произведений с элементами игры-драматизации.

В-третьих, нужно использовать в процессе чтения наглядный материал, соответствующий содержанию читаемого.

Средствами художественной литературы можно сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании и дать понять ребенку, что здоровье — это общечеловеческая ценность.

Однако необходимо обращать на следующие моменты при реализации данного направления работы.

Доступность, то есть учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и адаптированность материала к возрасту.

Систематичность и последовательность, то есть постепенность подачи материала (от простого к сложному) и ежедневное повторение усвоенных правил и норм.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы и поэтому, книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям культурно — гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.

К этому процессу необходимо привлекать родителей, поскольку они являются главными воспитателями ребёнка и очень важно чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. В дальнейшем, участие в решении этой проблемы должны принять школа, другие образовательные учреждения, все окружающие ребёнка люди.

Народ — это величайший педагог и создатель таких произведений художественного слова, которые помогают ребёнку в его развитии, воспитывают в них заботливое отношение к своему здоровью.

В качестве примера можно привести следующую систему работы.

Родителям и педагогам знакома потешка: «Водичка, водичка..», под её ласковое и напевное звучание малыш даст себя умыть, привести в порядок, познакомиться со свойствами воды, её назначении и впервые услышит слова об очень важном — о собственном здоровье, о личной гигиене.

Не всегда приятны ребёнку моменты ухода за ним, а под звучание песенок они превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития ребёнка.

Тему заботы о малыше, о его здоровье затрагивают многие поэты и писатели. Например, Э. Машковская писала в стихотворениях «Зоопарк»:

«Умывается тигрица,

и тигрята моют лица.

Моет уши папа,

а мочалка — лапа».

В стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается тема серьёзного разговора отца и сына в ласковой, шутливой форме, где в сравнении противопоставляется плохое — хорошему. Известно, что сложная и скучна для ребёнка нравоучительная тема уважения к своему здоровью лучше всего воспринимается с юмором.

С. Михалков говорил: «Витамин смеха необходим детям, и мы должны выдавать его… щедро, как того требует молодой растущий организм». Многие дети, да и взрослые бояться делать прививки, а С. Михалков в стихотворении Прививка» пишет об этом весело и с юмором:

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!..

Я прививки не боюсь:

Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и — пошёл…

К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень». Теме бережного отношения взрослого и ребёнка к своему здоровью поэт посвятил сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит».

Читая сказку «Мойдодыр» и дети, и взрослые учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам». В интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» — «стыд и срам».

Как призыв звучат слова:

«Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!»

Стихотворная форма сказки легко запоминается и воспринимается детьми любого возраста. Необычный герой сказки — умывальник Мойдодыр, помогает мальчику одержать победу над своими плохими привычками.

Образовательную деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами художественной литературы целесообразно проводить во второй половине дня и сочетать с беседами после прочтения. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Для этого воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.

При изучении темы «Мой организм» ставится задача развить знания детей о названиях и местоположениях разных органов чувств и частей тела, формируются навыки опрятности, ухода за телом, закрепляются представления об инфекционных заболеваниях и способах профилактики, о том, что такое микробы, почему так важно заботиться о чистоте и здоровье. То есть одновременно решаются и задачи образовательной области «Познавательное развитие».

В младшем возрасте можно использовать потешки «Расти, коса, до пояса», «Теплою водою», «Лейся, чистая водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком», а также стихи: В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Е. Серов «Стирка», М. Яснов «Я мою руки».

В средней группе: Л. Воронкова «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало»,

Р. Сеф «Мыло», Э. Мошковская «Уши», «Нос, умойся», И. Токмакова «Гном»,

С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Пожалейте нас!», Р. Куликова «Мыло», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Е. Благиниа «Как у нашей Ирки».

В старшем дошкольном возрасте: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».

В таких произведениях художественной литературы, как: С. Афонькин «Как победить простуду», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Откуда берётся болезнь»; В. Голявкин «Про Вовкину тренировку»; А. Иванов «Как Хома зимой купался» содержится информация о правилах и здорового образа жизни.

В результате чтения книг о здоровом образе жизни дети не только усваивают культурно-гигиенические навыки, знания о строении своего тела, но и лучше начинают относиться к своему здоровью, больше о нём заботиться.

Данная работа позволяет не только повысить знания детей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни, но и повысить интерес детей к произведениям художественной литературы.

В заключении хочется отметить, что необходимо вести работу по повышению уровня родительской компетентности в области воспитания у детей интереса к здоровому образу жизни через художественную литературу.

Таким образом, данная статья поможет родителям и педагогам привить дошкольникам интерес к здоровому образу жизни через художественное слово.

Список литературы

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. — М: Аркти, 1993. — 132 с.

Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2001. — 199 с.

Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. — М.: Гуманит. изда. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с.

Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.

Шорыгина, Т.А. «Беседы о здоровье с детьми» — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.

Литература:
  1. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  3. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/12/18/konspekt-meropriyatiya-puteshestvie-v-stranu-zdorovya.
  5. https://www.art-talant.org/publikacii/24943-cherez-hudoghestvennuyu-literaturu—k-zdorovomu-obrazu-ghizni-doshkolynikov.
  6. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  7. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  8. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  9. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу