«Профилактика гриппа и простудных заболеваний» классный час (3 класс) по теме
Классный час
«Профилактика гриппа и простудных заболеваний»
учитель начальных классов:
Л.Н. Постоленко
Цель: познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Учитель: Тема нашего классного часа — «Профилактика гриппа и простудных заболеваний». Кто из вас знает, что такое «грипп»? (Ответы детей)
Слайд № 1. Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп — это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
Стук в дверь. Появляется Грипп.
Грипп: А вот вы где!!!
Учитель: Ты кто?
Грипп: Я? Грипп!!! Я шел специально к вам, чтобы подружиться с вами. Это же так хорошо, когда вы болеете гриппом: лежите дома, вам готовят вкусненькую еду, не учите уроки, смотрите телевизор…
Учитель: Да ты что, Грипп, нет ничего хорошего в том, чтобы с тобой дружить. У нас в классе дети тоже болели гриппом. Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели? (Ответы детей)
Слайд № 2. «Симптомы гриппа»
- Высокая температура;
- Озноб и слабость;
- Боль и ломота во всем теле;
- Кашель;
- Головная боль;
- Насморк или заложенность носа.
Учитель: Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа , в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
Слайд № 3. «Пути передачи инфекции»
Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши , игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.
Учитель: Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.
(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)
Грипп: Ишь вы какие! Я вас не боюсь! Я сильнее, чем вы!
Учитель: Ах, так! Я сейчас позову на помощь вакцину против гриппа, и тогда посмотрим, кто у нас сильнее!
Появляется Прививка.
Прививка: Здравствуйте, ребята! Я — Прививка, создана специально для того, чтобы уничтожать грипп. (Грипп пугается) Я дружу со всеми детьми. Я вам расскажу, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.
Слайды № 4-10. «Профилактика»
- Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем — прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала. Прививку лучше делать осенью (сентябрь-ноябрь), поскольку заболевания гриппом начинают регистрироваться, как правило, между ноябрем и мартом.
После постановки прививки иммунитет вырабатывается в течение двух недель, поэтому вакцинация начинается заранее. Во время проведения прививки вы должны быть здоровы. После проведения профилактической прививки в течение нескольких дней следует предохраняться как от переохлаждения, так и от перегревания и ограничить посещение публичных мест.
- Каждый должен готовить свой организм не только к «встрече» с вирусом гриппа, но и другими вирусами, вызывающими простудные заболевания. В период с декабря по март необходимо обратить внимание на неспецифическую профилактику. Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:
— комфортный температурный режим помещений;
— регулярное проветривание;
— ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств;
— переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде.
* Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
— прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой), желательно использовать одноразовые, которые после использования необходимо выбросить в мусорную корзину;
— избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;
— соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки) .
* Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами. Казалось бы, что столь повседневное занятие, как мытье рук предельно просто, однако существуют некоторые правила.
Как правильно мыть руки?
- Необходимо смочить кисти рук под струей воды;
- Намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;
- Как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной пеной, т.к. эффективность моющих средств зависит от их времени воздействия;
- Нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, почистить ногти (в этот момент руки под струей воды держать не нужно);
- Смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10 секунд;
- Во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;
- Руки нужно высушить — лучше всего для этого подходят одноразовые бумажные полотенца;
- Кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца, т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться микробы;
- Использованное бумажное полотенце нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваться до ведра руками.
- В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:
— избегать тесных контактов с больными людьми;
— ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
* Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:
— достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать сквозняков;
— правильное питание — ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту (витамин С), которые способствуют повышению сопротивляемости организма. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашенной капусты, а также в цитрусовых: лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах. Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо ежедневно употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;
— больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
При первых признаках простуды необходимо провести экстренную профилактику интерфероном, гриппфероном, ремантадином, арбидолом.
- Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.
Прививка: Здорово как! Вот как раз пришло время сделать зарядку. (Музыкальная физминутка).
Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С. А вот и он.
Витамин С: Здравствуйте, ребята! Я — витамин С. Я нахожусь в фруктах и овощах. Вот волшебное дерево, на котором растут плоды, содержащие
витамин С. Отгадайте загадки и узнаете, что растет на этом дереве.
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет … ( Банан)
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Отгадать не очень просто —
Вот такой я фруктик знаю —
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, —
Птица есть еще такая,
Называют так же — … (Киви)
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий …(Ананас)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)
Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень. (Лимон)
Витамин С: Спасибо вам, друзья! Я рад был встрече с вами. Теперь я знаю, что вы не заболеете гриппом. Я хочу угостить вас аскорбинкой, в которой есть витамин С. Мне пора, побегу в другой класс и там помогу ребятам побороть грипп. До свидания!
Грипп: АААА ушел! Теперь я здесь главный! Сейчас как чихну, как заражу вас всех, будете знать!
Прививка: Грипп, постой! Ты забыл, что я здесь? (Достает шприц и делает укол)
Грипп падает и убегает.
Прививка: Ребята, я была рада, что оказалась с вами в нужное время и в нужном месте. Была рада вам помочь. Теперь побежала в больницу, вдруг еще кому-нибудь понадобится моя помощь. До свидания!
Слайды № 11. «Я заболел. Что делать?»
— Свести к минимуму контакт с другими людьми, не посещать массовые мероприятия, стремиться, как можно меньше пользоваться общественным транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми;
— соблюдать постельный режим — народная мудрость гласит: «грипп любит, чтобы его вылежали» и медицина с этим согласна. Для избегания осложнений все дни болезни нужно не просто быть дома, а обязательно соблюдать постельный режим.
Слайды № 12. «Если в доме больной»
— разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
— выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;
— помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (20-21*С), проводиться ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
— при уходе за больным использовать маску, чисто мыть руки.
Учитель: Наши дети знают полезные советы, чтобы не заболеть гриппом. Вот послушайте!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует ребята, знать,
Нужно всем подольше спать,
Ну, а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы. Умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться и тогда,
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги:
С ними дружбы не води!
Среди них — тихоня лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот.
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой!
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну а если уж случилось:
Разболеться получилось
Знай, к врачу тебе пора,
Он поможет нам всегда.
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты.
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!!!
Учитель: Большое спасибо! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и можете помочь родителям позаботиться о благополучии и здоровье вашей семьи! Попробуйте вместе не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам и вашим родителям крепкого здоровья!
Классный час
«Профилактика гриппа и ОРВИ в начальных классах»
Максимова Н.К.
Цель:
формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
познакомить с профилактическими мероприятиями, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Планируемые результаты:
учащиеся расширят знания о простудных заболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики ОРИ, ОРВИ, ОРЗ и гриппа).
Ход классного часа:
1. Самоопределение к деятельности.
— «Здравствуйте, ребята.»- слово «здравствуйте» означает «Будьте здоровы». Здоровы- во всех смыслах: здоровы как телом, так и душой. Правильно сказанное слово «здравствуйте» вызывает в организме сильнейшую позитивную реакцию всех внутренних органов, заставляя их работать слаженно. Слово «здороваться» означает желать здоровья не только встречному, но и самому себе! «Будьте здоровы! Здравствуйте!»
— Что значит быть здоровым? От кого зависит наше здоровье? Почему человек болеет? (Беседа с детьми)
2. Простудные заболевания (грипп и ОРВИ).
Что такое простудные заболевания, грипп, ОРВИ. Все вы конечно слышали о таких заболеваниях. Простудиться легко, а вот выздороветь очень сложно. Стоит чуть, чуть переохладиться на ветру или замерзнуть на остановке, как на следующий день, инфекция проявит себя в виде головной боли, насморка, повышенной температуры. А также начинает болеть горло, першить, ломить в теле, появляется слабость, хочется спать, нет никаких сил. Всё это говорит, о том, что человек заболел, подхватил инфекцию. Как же себе помочь?
Будем заниматься профилактикой. Что же это за слово такое интересное «профилактика»? А слово это простое. Всего лишь надо знать немного хороших и полезных правил:
Сделать прививку от гриппа.
Одеваться по сезону.
Избегать переохлаждения.
Почаще проветривать помещение.
Соблюдать режим дня и с родителями выполнять закаливающие процедуры.
Принимать витамины.
Употреблять в пищу: овощи, фрукты, соки, лук, чеснок, пить чай с лимоном, мёд с молоком, салаты из свежей капусты с морковкой, свекольные салаты, а также кушать курагу, изюм и чернослив.
Что такое прививка?
Профилактика простудных заболеваний.
Вакцинация — это умышленное заражение организма с целью активизации и выработки иммунитета против конкретного заболевания.
Закаливание — хождение босиком по песку, траве, не острым камням (морской гальке, керамзиту). Регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, походы на природу, употребление чистой воды (1-2 литра в сутки), витаминов, воздушные и солнечные ванны, здоровый сон, обтирания прохладной водой.
Что такое правильное питание? Это значит, что следует добавлять в пищу: свежие овощи и фрукты, отвар шиповника, который богат на витамин С, орехи, семечки, растительные масла, каши, морскую рыбу, и, конечно же, чеснок и лук. Для предупреждения простуды, а также при первых её признаках, необходимо съедать 1 зубчик сырого чеснока 2-3 раза в сутки. Также, можно натереть лук или чеснок на тёрку, полученную кашицу переложить на блюдечко и поставить у изголовья кровати. Такая ингаляция (особенно на ночь) поможет быстрее избавиться от неприятных симптомов и, возможно, избежать осложнений. Ещё в качестве профилактики нужно употреблять травяные чаи, для которых можно использовать шалфей, ромашку, мяту, мелису, плоды боярышника, а также, компот из сухофруктов, заваренный имбирь с медом и лимоном, или просто мед с лимоном протертые и перемешанные как повидло. Такие чаи подойдут для тех, кто не выносит запаха лука и чеснока, и не страдает аллергией.
4. Физкультминутка.
По коленочкам ударим — (Присели, хлопаем по коленям.)
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем — (Встали, руки подняли вверх.)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, (Круги руками над головой.)
Снова опустились.
Мы на месте покружились — (Кружимся.)
И остановились.
5. Загадки.
«У меня печальный вид —
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это — … грипп!»
Горяча и холодна
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня — бегу,
От болезней берегу. (Вода)
Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с… (мылом).
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день… (зарядку).
Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье… (спорт).
Позабудь ты про компьютер.
Беги на улицу гулять.
Для детей полезно очень
Свежим воздухом… (дышать.)
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины… (А, В, С)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
Очень горький — но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг —
Потому что это -… (лук).
6. Игра «Продолжи пословицу»
Утро встречай зарядкой, здоровье теряешь.
Хочешь кашлянуть, рот прикрыть не забудь.
Недосыпаешь — они удаляют от болезни.
Двигайся больше, вечер провожай прогулкой.
Ешь чеснок и лук — проживёшь дольше.
Вечерние прогулки полезны, не возьмёт недуг.
7. Рефлексия.
Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:
— соблюдение режима дня
(достаточный сон, прогулки на свежем воздухе,
избегать физических и умственных перегрузок);
— избегать как переохлаждений, так и перегревания;
— регулярно и тщательно мыть руки с мылом;
— использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;
— во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;
— проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;
— проведение закаливающих мероприятий
(обливание ног водой комнатной температуры на ночь);
— употребление витаминов, овощей, фруктов и соков.
8. «Я заболел, что делать?»
1) не заниматься самолечением!
2) при очень высокой температуре от 38О и выше вызвать врача на дом или скорую помощь.
3) до прихода врача не принимать никаких лекарств!
4) обязателен постельный режим!
5) ношение масок дома, на улице, общественных местах, школе и т.д — обязательно!
6) необходимо в этот период заболевания побольше употреблять тёплой жидкости: чай с лимоном, чай с малиной, чай со смородиной, чай с шиповником, чай с ромашкой, чай с мёдом, горячее молоко с мёдом и сливочным маслом, чай с облепихой, калиной!
7) необходимо регулярно проводить влажную уборку и проветривать помещения!
чаще бывать на свежем воздухе, заниматься зарядкой и спортом!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
- Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/29/profilaktika-grippa-i-prostudnykh-zabolevaniy.
- https://infourok.ru/klassniy-chas-profilaktika-grippa-i-orvi-v-nachalnih-klassah-uchitelyam-nachalnih-klassov-1562783.html.
- Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).