Острая респираторная вирусная инфекция представляет собой группу острых вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза.
Грипп начинается остро, с резкого подъема температуры (до 38-40°) с сухим кашлем или першением в горле и сопровождается симптомами общей интоксикации — ознобом, болями в мышцах, головной болью, болью в глазных яблоках. Насморк обычно начинается спустя 3 дня после снижения температуры тела. Кашель может сопровождаться болью за грудиной.
При легком течении заболевания эти симптомы сохраняются 3-5 дней, и обычно человек выздоравливает, но при этом несколько дней отмечается чувство выраженной усталости, особенно у людей старшего возраста.
Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: появляется одышка либо затрудненное дыхание в покое (у детей до пяти лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание в покое), цианоз носогубного треугольника. При тяжелых формах гриппа могут развиться отек легких, сосудистый коллапс, отек мозга, геморрагический синдром, присоединиться вторичные бактериальные осложнения.
Грипп представляет большую опасность из-за развития серьезных осложнений, особенно у детей до пяти лет, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом, людей старше 60 лет и т.д.
Вирус гриппа в воздухе сохраняет жизнеспособность и инфекционные свойства в течение нескольких часов, на поверхностях — до четырех суток. Вирус высокочувствителен к дезинфицирующим средствам из разных химических групп, УФ излучению, повышенным температурам.
Безусловно, полностью избежать простудных заболеваний осенью и зимой вряд ли можно, но уменьшить вероятность их возникновения как в организованных коллективах, так и среди населения вполне реально. Следует помнить, что один из самых важных моментов профилактики ОРВИ и гриппа в образовательных организациях — грамотно спланированные, своевременно и в полном объеме проведенные организационные, профилактические и противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) и рядом других нормативных методических документов.
Мероприятия по профилактике ОРВИ и гриппа необходимо начатьдо сезонного подъема заболеваемости. К таким мероприятиям можно отнести подготовку зданий и их инженерных сооружений для бесперебойной работы с осени до весны, обеспечение условий для соблюдения режима проветривания помещений, соблюдения температурного режима в помещениях, контроль бесперебойной работы системы вентиляции с ревизией, очисткой и контролированием эффективности ее работы (не реже 1 раза в год), контроль эффективности работы бактерицидных установок, обеспечивающих дезинфекцию воздуха в помещениях в присутствии людей, контроль правильной организации питания, исключающий скопление большого числа детей во время обеденного перерыва и переуплотнение столовых, а также рациональную организацию питьевого режима.
Переуплотнение классов (групп) ведет к более тесному контакту детей в коллективе и активизации путей передачи инфекции, что способствует ее быстрому распространению и формированию очагов группового заболевания. Следовательно, число мест для воспитанников и обучающихся не должно превышать вместимость общеобразовательных учреждений, предусмотренную проектом. При нормировании коллективов общеобразовательных учреждений необходимо строго придерживаться нормативов по наполняемости классов (не более 25 человек) и рекомендуемого числа детей в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.
ОРВИ и грипп — высококонтагиозные заболевания, быстро передающиеся от больного человека здоровому и при несоблюдении санитарно-противоэпидемического режима способные формировать устойчивые очаги инфекции в организованных коллективах.
При возникновении в дошкольных образовательных организациях, медицинских, оздоровительных организациях и организациях социального обеспечения 5 и более случаев с симптомами острой респираторной инфекции (гриппа или ОРВИ), связанных между собой инкубационным периодом (в течение 7 дней), медицинский персонал указанных организаций информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госсанэпиднадзора.
Среди контактных лиц, общавшихся с заболевшим гриппом и ОРВИ, своевременно проводят выявление больных или лиц с подозрением на заболевание гриппом и ОРВИ.
В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с заболевшим, с обязательной термометрией 2 раза вдень и осмотром зева. Результаты обследования регистрируют в установленном порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не принимают новых детей и не переводят их в другие коллективы.
Для персонала групп с установленным медицинским наблюдением обязательно соблюдение масочного режима со сменой масок через каждые 3-4 часа работы. Персонал с признаками заболевания гриппом и ОРВИ к работе с детьми не допускается. В детский коллектив сотрудники допускаются только после клинического выздоровления, но не ранее 7 дней с момента появления симптомов заболевания.
Инкубационный период при гриппе составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником инфекции при ОРВИ и гриппе служит заболевший человек, поэтому больные дети или сотрудники не должны посещать организованные коллективы. Следовательно, важные моменты в профилактике ОРВИ и гриппа — недопущение больных в коллектив и своевременная изоляция заболевших от здоровых людей.
Необходимо строго соблюдать правила приема детей в образовательное учреждение. Нужно обеспечить работу ежедневного утреннего фильтра, когда перед приемом в коллектив работник образовательного учреждения опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает их, при необходимости измеряет температуру тела. Это нужно делать каждый день для выявления наиболее ранних признаков заболевания и недопущения больных детей в коллектив. Соблюдение принципа групповой изоляции в детских садах и яслях также значительно снижает риск распространения инфекции в другие группы.
Основной и один из самых эффективных способов борьбы с гриппом — формирование специфического иммунитета, который вырабатывается у человека после прививки. Вакцинация помогает уберечься от гриппа в 70-100% случаев. Прививки против гриппа детям делают начиная с 6-месячного возраста. Перед иммунизацией ребенка обязательно осматривает врач, чтобы оценить состояние его здоровья и определить противопоказания к вакцинации против гриппа. Современные противогриппозные вакцины, как правило, хорошо переносятся и обладают высокой иммунологической эффективностью.
Ежегодная иммунизация против гриппа как для детей дошкольного и школьного возраста организованных коллективов, так и для работников образовательных учреждений внесена в Национальный календарь профилактических прививок и проводится бесплатно.
Очень важно вести среди обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогических работников разъяснительную и санитарно-просветительскую деятельность по профилактике гриппа.
Наилучший эффект при профилактике ОРВИ и гриппа дает комплексный подход, когда наряду со специфической профилактикой (вакцинация) для повышения устойчивости организма к возбудителям ОРВИ и гриппа проводится прием средств неспецифической профилактики (витамины, иммуномодуляторы, гомеопатические и другие средства). При этом важно помнить, что все эти препараты принимают только по рекомендации медицинских работников.
Для предупреждения простудных заболеваний среди детей наряду с вакцинацией необходимо проводить мероприятия, направленные на укрепление защитных сил организма. В детских учреждениях это в первую очередь соблюдение режима дня с прогулками на свежем воздухе, организация питьевого режима и т.д.
Известно, что в плохую погоду ОРВИ заболевают больше детей и взрослых. Это происходит не только потому, что на улице ветер, дождь и слякоть. Дело в том, что в ненастную погоду люди подавляющую часть времени проводят в закрытых, непроветриваемых помещениях, в условияхскученности, при которых активизируются пути передачи инфекции. Следовательно, в любое время года прогулки с детьми на свежем воздухе должны быть частыми и длительными. Воспитателям и учителям необходимо обращать внимание на соответствие одежды детей погодным условиям.
Вероятность инфицирования напрямую связана с интенсивностью воздухообмена в помещении: чем интенсивнее обмен воздуха, тем меньше в нем концентрация вирусов и ниже вероятность инфицирования. Отсюда требование — часто и регулярно проветривать помещения детского учреждения в отсутствие детей. Во всех учреждениях нужно неукоснительно выполнять следующее правило: вышли воспитанники детского сада на прогулку — необходимо проветрить помещения, прозвенел звонок — школьники должны выйти в коридор, а классы тут же следует проветрить.
Кроме того, нужно регулярно проводить влажную уборку помещений, строго соблюдая режим дезинфекции поверхностей, игрушек, посуды и т.д. Число предметов столовой посуды должно соответствовать списочному составу детей, а для персонала необходимо иметь отдельную посуду. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводят обязательную дезинфекцию посуды. Чтобы выполнить все требования по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в детском учреждении, администрации следует заранее определить потребность в моющих и дезинфицирующих средствах, а также средствах индивидуальной защиты (одноразовые маски, бумажные полотенца, одноразовые носовые платки) и иметь их в достаточном объеме.
При превышении показателей заболеваемости ОРВИ и гриппом выше расчетных эпидемических пороговых величин по совокупному населению в столице объявляют карантин по гриппу, который обычно вводится постановлением главного государственного санитарного врача. С введением карантина по гриппу иОРВИ организации, предприятия и учреждения переходят на особый режим работы.
Допуск родителей к детям в учреждениях интернатного типа во время карантина прекращается.
Своевременное проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях позволит значительно снизить риск заболевания детей и сотрудников ОРВИ и гриппом и предупредить формирование очагов групповых заболеваний.
По материалам журнала «Санитарно-эпидемиологический собеседник» (№8 (156), 2015)
Ознакомиться с иной интересной информацией Вы можете в официальной группе Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в «Вконтакте»(https://vk.com/club91508290)
Рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях
Главная → Эпидемиологический надзор →
Мероприятия по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют важное значение в снижении риска заболевания детей, посещающих организованные коллективы. Во время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).
Лица с клиническими признаками гриппа и ОРВИ не должны допускаются до занятий, по меньшей мере, в течение 24 часов после нормализации температуры. Многие больные гриппом люди продолжают выделять вирус гриппа в течение 24 часов после нормализации температуры, но в меньшей степени. Как показали лабораторные тесты, выделение вируса гриппа может продолжаться в течение 10 дней или в некоторых случаях дольше. Поэтому при возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение они должны соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук, а также воздерживаться от близкого контакта с людьми, о которых известно, что они подвержены высокой степени риска возникновения осложнений, связанных с гриппом.
При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств следует запретить назначение Аспирина (ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание — синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.
Дети и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.
Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.
Гигиена рук
Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытье рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.
В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.
«Респираторный этикет»
Считается, что вирусы гриппа распространяются, главным образом, от человека человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, а также мыть руки. Для соблюдения «респираторного этикета» дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и проинструктированы о важности «респираторного этикета», включая нежелательности касания лица руками.
Рутинная уборка
В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.
Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.
Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений
Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом уровня заболеваемости детей. Необходим тщательный мониторинг за посещаемостью и причинами отсутствия в учреждении детей. В случае выявления групповых заболеваний ОРВИ в одном классе (группе), удельный вес которых составляет 20% и более от численности класса (группы) рекомендовано временное приостановление учебного процесса в классе (группе) на срок не менее 7 дней. В случае вовлечения в эпидемический процесс учащихся 2-х и более классов с общим числом заболевших 30% и более от численности учащихся общеобразовательного учреждения, рекомендовано временное приостановление учебного процесса в образовательном учреждении. Разобщение детей является эффективной мерой в предупреждении массового распространения инфекции среди детей одного коллектива.
Активный скрининг на наличие заболевания
Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников с признаками заболевания.
У части заболевших с лабораторно подтвержденным гриппом не наблюдается повышения температуры (от 10% до 40%). Поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции (при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией] или высокая температура).
При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.
Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.
Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи (около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания (около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.
При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:
— Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;
— Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;
— Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;
— Проведение уроков на улице (вне помещений);
— Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
— Деление классов на более мелкие группы;
— Увеличение, по возможности, расстояния между партами;
— Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.
При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.
более длительный период изоляции.
Закрытие школ (отмена занятий): ответное и упреждающее
Если уровень заболеваемости заболевания гриппом продолжает расти, рекомендуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.
Существуют три типа закрытия школ: выборочное (описано выше), ответное и упреждающее.
Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.
Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.
При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- https://72.rospotrebnadzor.ru/content/492/25814/.
- https://26.rospotrebnadzor.ru/an/1997/.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.