Простуда

Слово «простуда» употребляется в русском языке очень часто. И смысл этого слова представляется вполне очевидным. Для подтверждения обратимся к цитатам из толковых словарей:

Словарь Даля:

Простуда — болезнь, от внезапного охлаждения кожи.

Простужать — причинять болезнь холодом, действием стужи на живое тело.

Словарь Ушакова:

Простуда — охлаждение, резкая перемена температуры, которой подвергся организм. Болезнь вызванная простудой.

Словарь Ожегова:

Простуда — болезнь, вызванная охлаждением организма; само такое охлаждение.

Итак, двух мнений быть не может: простуда — это болезнь, вызванная переохлаждением. Замерзли, ожидая автобус студеным январским вечером, промочили ноги, изучая глубину лужи, в конце концов, попили холодного компота и — заболели.

Почему заболели? Это вопрос отдельный, и мы на него еще ответим. Главное сейчас в другом. Нам следует четко понять разницу между простудой и ОРВИ.

Теоретически, здесь, казалось бы, и понимать нечего: ОРВИ — конкретная инфекция, ею заражаются, контактируя с больным или с носителем вируса. Простуду «зарабатывают», переохлаждаясь. Т. е. все вполне очевидно.

К сожалению, очевидно все только теоретически, ибо практическое употребление слова «простуда» в подавляющем большинстве случаев не имеет никакого отношения к его истинному значению. Задумайтесь над смыслом фразы: «У нас полкласса простужены»… Неужели имеется в виду, что в этом несчастном классе каждый второй ребенок накануне замерз? Конечно же нет!

А как вам излюбленный штамп средств массовой информации — «сезон простудных заболеваний»! И якобы по причине наступления этого сезона школы закрывают на карантин, пустеют детские сады и врачи сбиваются с ног… Но мы-то с вами прекрасно понимаем: карантины, опустевшие садики и уставшие доктора являются следствием вирусных инфекций, а не массового переохлаждения населения.

Особое умиление вызывают многочисленные рекомендации касательно профилактики простуды. На первый взгляд, ну что ж здесь непонятного — одевайтесь-обувайтесь, следите за температурой в помещении, не пейте, не ешьте холодного — вот и не будет переохлаждений-простуд. Ну так это ж исключительно на первый взгляд: послушайте радио, почитайте газеты, посетите аптеку, посмотрите телевизор, поговорите с подругами — узнаете тысячи способов, как уберечься от простуды каплями в нос, мазями, клизмами, травками и таблеточками.

Отдельный вопрос — лечение простуды. Здесь уже делается реальный акцент на лекарства, а список рекомендуемых средств пугающе огромен. Более того, сплошь и рядом используется уже упоминавшийся нами термин «простудные заболевания», при этом «простудными» считаются любые ОРЗ. Неудивительно, что для лечения этих самых простудных болезней предлагаются и противовирусные, и антибактериальные, и противоаллергические лекарства, многочисленные средства и способы симптоматической терапии.

Самое печальное состоит в том, что понятия «простуда» и «простудные заболевания» используются не только популярными, бытовыми, народными, так сказать, источниками, но и вполне профессиональными медицинскими изданиями. Ну а когда некий учебник содержит фразу «простудные вирусы» или «в ряду простудных заболеваний ангина обращает на себя особое внимание» — такое положение вещей может смутить и запутать кого угодно.

Подведем некоторые предварительные итоги.

  • Воздействие на человеческий организм холода может привести к возникновению болезней.
  • Болезнь, связанная с переохлаждением, называется простудой.
  • Простуда — не диагноз, это всего лишь указание на причину заболевания.
  • Слово «простуда» очень часто и необоснованно рассматривается в качестве синонима термина «ОРЗ».

***

Итак, с давних-предавних времен замечено: переохлаждение может вызвать болезнь у переохладившегося. Это наблюдение в очень малой степени связано с конкретной диагностикой…

— ???

Рассмотрим следующие примеры.

Ребенок перевернул на себя стакан горячего чая.

Диагноз: ожог первой степени передней поверхности живота.

Причина — перевернул стакан.

…бежал, упал, сломал себе палец.

Диагноз: перелом указательного пальца правой руки

Причина — бежал, упал.

В обоих случаях конкретное физическое воздействие (перевернутый стакан, падение) приводит к возникновению конкретной болезни (ожога, перелома).

В то же время само физическое явление никто не рассматривает в качестве диагноза, ну никто ведь в здравом уме не назовет болезнь «бежал, упал».

Простуда (переохлаждение) — конкретное физическое явление, конкретная причина заболевания. А о каком заболевании, о каком диагнозе идет, собственно, речь?

С бытовой, непрофессиональной точки зрения, ответ очевиден: простуда — это и есть диагноз. Но медицинская наука с этим не согласна — неконкретно, непонятно, да и вообще, ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд, и требует небольшого экскурса в область физиологии. Фактически нам надо понять:

что происходит с человеческим организмом под воздействием холода?

А происходит много всякого-разного. Включаются заложенные в нас механизмы адаптации: активизируется обмен веществ, и таким образом увеличивается выработка тепла, происходит спазм сосудов кожи и слизистых оболочек и, как следствие, уменьшается отдача тепла во внешнюю среду.

В некоторых довольно-таки редких случаях процесс воздействия на организм человека холодом оказывается длительным и интенсивным (заблудились зимой в лесу, провалились сквозь лед в холодную воду и т. п.). В этой ситуации заложенных резервов может не хватить: т. е. рост теплопродукции и уменьшение теплоотдачи не в состоянии поддерживать должную температуру организма. И тогда возникают признаки общего переохлаждения с совершенно конкретными симптомами — выраженная сонливость, бледность кожи, уменьшение частоты сердечных сокращений, снижение температуры тела.

Для нормального ребенка, живущего в цивилизованном обществе, общее переохлаждение — явление крайне редкое, почти всегда связанное либо с несчастным случаем, либо с преступлением.

Общее переохлаждение — явление исключительное.

Простуда — явление массовое. И на первый взгляд необъяснимое. Почему многим, очень многим детям достаточно промочить обувь, пройтись босиком, посидеть на сквозняке, побегать-пропотеть, попить холодной воды, съесть, нет, даже не съесть, а только лизнуть мороженое и… Горло болит, кашель, температура повысилась — простуда, короче говоря.

Сразу же заметим, что в течение многих лет медицинская наука изучает механизм возникновения простудных заболеваний. И очень многое остается до конца не ясным. Но в общих чертах причины развития болезни более-менее понятны и состоят в следующем.

Дыхательные пути, особенно верхние дыхательные пути, являются вместилищем-обиталищем преогромного количества микроорганизмов, прежде всего бактерий. Микробы эти находятся с организмом человека в состоянии нейтралитета. Их существование и размножение сдерживается и регулируется системой местного иммунитета.

Среди обитателей дыхательных путей можно выделить бактерии однозначно мирные, т. е. такие, которые никогда не вызывают у человека болезней. Помните, совсем недавно, в главе о гемофильной инфекции, мы рассказывали про формы гемофильных палочек, не имеющих капсулы и потому безопасных — вот типичный пример мирных бактерий, обитающих в носоглотке чуть ли не у 90% людей.

Но есть и другие бактерии, их называют условно-патогенными.

Условно-патогенные бактерии — это бактерии, способные стать причиной возникновения болезни при определенных обстоятельствах.

Под определенными обстоятельствами практически всегда подразумевается снижение защитных сил организма, а защитные силы, применительно к дыхательным путям, представлены, прежде всего, местным иммунитетом.

Говоря другими словами, слизистая оболочка дыхательных путей даже у абсолютно здорового человека заселена потенциально опасными микробами — стафилококками, стрептококками, кишечными и гемофильными палочками и т. д. и т. п. Система местного иммунитета не дает вышеупомянутым микроорганизмам проявить свою потенциальную вредность, и состояние вооруженного нейтралитета может продолжаться годами.

В результате переохлаждения происходит спазм сосудов и нарушается кровоснабжение слизистой оболочки дыхательных путей. Следствие — уменьшение концентрации защитных веществ, нарушение физико-химических характеристик слизи, снижение активности реснитчатого эпителия и, в конце концов, активизация условно-патогенных микроорганизмов.

Кстати, следует упомянуть и о том, что спазм сосудов слизистой оболочки может возникнуть под воздействием четырех видов простудных факторов:

  1. общее переохлаждение (купание в холодной воде, мороз, «плохая» одежда);
  2. быстрая потеря тепла в связи с потливостью, когда горячая влажная кожа контактирует с прохладным воздухом или когда просто имеется поток воздуха (сквозняк);
  3. рефлекторный спазм сосудов слизистых оболочек, возникающий при контакте чувствительных зон стопы с холодом («мокрые ноги», босиком по холодному полу и т. п.);
  4. окальное охлаждение слизистых дыхательных путей: мороженое, холодные напитки, морозный воздух.

Что будет дальше? Это зависит от множества факторов: от количества бактерий и их видового разнообразия, от того, насколько выражены расстройства кровоснабжения слизистой оболочки, от состояния местного иммунитета до переохлаждения, от длительности и интенсивности простудного фактора.

Вполне возможно, и даже очень вероятно, что ничего и не будет: кратковременный спазм сосудов лишь ненадолго снизит обороноспособность организма, но быстрое восстановление кровообращения ликвидирует угрозу в самом ее зародыше. Но может возникнуть воспалительный процесс, и тогда появятся симптомы болезни, потребуется мобилизация всего организма: общий иммунитет придет на выручку иммунитету местному.

В дыхательных путях основным обиталищем бактерий являются органы лимфоидной ткани — миндалины, аденоиды. Неудивительно, что тонзиллит и аденоидит являются наиболее частыми проявлениями простуды.

Здесь следует отметить, что принципиальная возможность развития простуд обусловлена двумя главными факторами:

  • состоянием местного иммунитета;
  • устойчивостью организма к эпизодическим холодовым воздействиям.

Выраженность упомянутых факторов связана с образом жизни конкретного ребенка. Закаливающие процедуры, повышающие устойчивость организма к таким «страшным» явлениям, как сквозняк, холодная вода и босоногое хождение, повышают, как правило, и местный иммунитет

Ребенок с хорошим местным иммунитетом в подавляющем большинстве случаев не подвержен простудным заболеваниям. В свою очередь, слабый местный иммунитет почти всегда приводит к тому, что в носоглотке формируются очаги хронической инфекции, прежде всего, хронический тонзиллит.

Самым частым следствием переохлаждения является обострение хронических инфекций дыхательных путей.

Самой частой простудной болезнью является обострение хронического тонзиллита.

Итак, неопределенное, народно-бытовое понятие «простуда» приобрело более-менее конкретные очертания и трансформировалось в реальный диагноз — обострение хронического тонзиллита.

Теперь становится легкообъяснимым парадоксальное, на первый взгляд, явление: оказывается, дети первого года жизни практически никогда не болеют простудными заболеваниями, поскольку еще не испорчены «правильным воспитанием» и не успели «заработать» очаги хронических инфекций — обостряться нечему, собственно говоря.

***

Еще раз повторим наиболее принципиальные моменты, дабы окончательно расставить точки над i.

  1. Слово «простуда» имеет два значения:
  • переохлаждение, которому подвергся организм;
  • болезнь, связанная с переохлаждением.
  1. Простуда-переохлаждение нарушает функционирование слизистых оболочек дыхательных путей и приводит к снижению местного иммунитета.
  2. Снижение местного иммунитета приводит к активизации бактерий с развитием воспаления.
  3. Простуда-болезнь проявляется симптомами воспаления того или иного участка дыхательных путей.
  4. Простуда-болезнь возникает на фоне сниженного местного иммунитета и при наличии очагов хронической инфекции в дыхательных путях.

В подавляющем большинстве случаев простуда-болезнь реализуется такими диагнозами, как обострение хронического ринита, гайморита, синусита, аденоидита, тонзиллита, бронхита.

Понятно, что эти диагнозы не имеют никакого отношения к ОРВИ, поскольку речь, в принципе, идет, во-первых, не о вирусной, а о бактериальной инфекции, и, во-вторых, не об острой инфекции, а об обострении инфекции хронической.

Наличие и уж тем более обострение хронической инфекции требует принципиально иных подходов как в отношении профилактики, так и в отношении лечения болезни. Актуальны здесь и возможность применения антибактериальных средств, и укрепление местного иммунитета, и повышение устойчивости организма к холодовым воздействиям (закаливание).

Принципиальная особенность простудных болезней, т. е. обострений хронических инфекций, — их незаразность, ведь бактерии начали размножаться лишь потому, что у переохладившегося Васи ослаб иммунитет, а для находящегося рядом бодрого и незамерзшего Пети они никакой опасности не представляют.

Выделять простудные болезни среди общей массы ОРЗ однозначно имеет смысл, поскольку, как мы уже выяснили, существует целый ряд специфических моментов на всех этапах помощи (профилактика, диагностика, лечение). Поэтому, обнаружив у дитя признаки респираторной инфекции, всегда надо подумать, проанализировать и уточнить: а не связаны ли эти симптомы с имевшим место переохлаждением?

А если связаны, так сделать правильные выводы. Которые, кстати, вовсе не состоят в том, чтобы категорически переохлаждений избегать. Правильные выводы состоят в том, что простуда — это непросто, и нормальное живое существо не должно заболевать от стакана холодной воды, босой ноги или движущегося воздуха (сквозняка). А если заболевает, так значит, родители этого существа что-то делают не так. Что не так??? Об этом во всех подробностях — несколько позже в отдельной части книги.

автор Комаровский Е.О.

опубликовано 16/03/2009 13:05

обновлено 06/07/2017

— Болезни и лечение

Доктор Комаровский: «Я хочу, чтобы все родители понимали — защищать ребенка от инфекций надо не лекарствами, а совсем другими способами!»

Сезон простуд в разгаре. Сердобольные мамаши пичкают детей то витаминами, то лекарствами и сетуют: несмотря на все старания чадо то и дело хворает! Возникает вопрос: а все ли правильно делают родители?

«Риск не в вирусной инфекции, а в лечении!»

От чего зависит, как часто болеют дети? Только ли от сезона и от иммунитета?

Е. Комаровский: Согласно общемировой практике ребенок, посещающий детский коллектив, может болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз в год. И на западе такой ребенок не считается часто болеющим! А у нас, если больше пяти раз за год насморк с кашлем случается, малыша ставят на учет, и лечат множеством лекарств. Почему нормальные люди не боятся ОРВИ?

Да потому что не в вирусной инфекции риск. А в лечении! Если дети 10 раз в год болеют соплями, но обходятся постельным режимом, обильным питьем, промыванием носа и выздоравливают сами, без лекарств, то пусть болеет себе на здоровье! Они вырастут и будут абсолютно здоровыми! Но если каждый чих — это повод засунуть в ребенка антибиотик, и кучу других таблеток для иммунитета, для кишечника, для носа, для горла и еще от аллергии — вот это катастрофа!

«За это хорошо бы лишать родительских прав…»

Многие люди до сих пор лечат температуру и насморки «дедовскими» способами: спиртовыми растираниями, чайком с малиной, горчицей в носки — на ночь. Работает?

Е. Комаровский: Горчицу в носки обсуждать сложно. А можно еще помолиться Богу. У нас даже мочу детям в нос капают — и некоторые мамы верят, что это помогает… А особенно мне нравится народный противопростудный метод — ножки попарить.

Проведите эксперимент: спросите у любого доктора в московском ожоговом центре: «Как вы относитесь к процедуре под названием «парить ноги»?» Только будьте готовы, что доктор ответит вам в грубой форме. Представьте ситуацию: сидит ребенок с ногами в тазике и мама, не убрав из этого тазика его ног, доливает туда кипяток… По мне, так за это надо лишать родительских прав.

На ваш взгляд все народные методы одинаково вредны?

Е. Комаровский: Народная медицина процветает там, где обращение к нормальной не дает пользы. Россия является членом Всемирной организации здравоохранения. Но отчего-то если, например, ВОЗ пишет во всех руководствах о недопустимости растирания спиртосодержащими жидкостями, то почему такой способ сбивать температуру у нас даже врачи скорой советуют?!

Действительно, и мне для ребенка советовала неотложка…

Е. Комаровский: Тогда давайте скажем: «У нас свой путь!» У всех в мире спирт всасывается через кожу, а наши дети «закаленные» — у нас ничего не всасывается, ни спирт, ни уксус! Второй пример — малина. Ее отвар — великолепный способ стимулировать потоотделение. Когда пот испаряется, организм теряет тепло.

Но одна из главных проблем любого ребенка с высокой температурой — дефицит жидкости в организме. Если мы дадим малышу малину, не напоив его предварительно, и он начнет потеть — будет сгущение крови, мокрота станет более вязкой, и мы увеличим риск осложнений! Можно давать чай с малиной? Можно. Но чашка чая с малиной должна быть третьей чашкой! А первые две — без малины.

«Таблетка — это для ленивых и не здравомыслящих родителей…»

Мне доктор говорил — пришел ребенок из школы или из детского сада, промойте ему нос определенными антибактериальными препаратами, чтобы не заболел…

Е. Комаровский: Самая главная проблема современной медицины — это стремительная выработка бактериями устойчивости к антибиотикам. Причем, они вырабатывают эту устойчивость намного быстрее, чем придумываются новые препараты. Для того, чтобы к антибиотику не вырабатывалась устойчивость, он должен накапливаться в очаге воспаления в высокой концентрации.

Чем меньше концентрация, тем легче бактериям к нему привыкнуть и перестать реагировать. В носу никогда не будет сохраняться высокая концентрация, препарат быстро перестанет быть эффективным, а вот склонность к аллергии на данное лекарство вы заработаете. Поэтому местно антибактериальные средства используются только там, где они могут накапливаться — их капают в глаза, в уши. Но в нос — такого не может себе представить ни один здравомыслящий доктор.

Но неужели нет никаких способов защиты от частых ОРЗ?! А противовирусные препараты?

Е. Комаровский: Дело в том, что очень часто организм способен сам справиться с ОРЗ, благодаря интерферону — белку, который вырабатываемся клетками организма в ответ на вторжение вируса. И нередко вспомогательных средства по борьбе с вирусом не требуются. А если нужны — их должен назначать врач. Не стоит применять такие препараты самостоятельно, для лечения и тем более — для профилактики.

Недавно вышла моя новая книга — как раз про лекарства. Но на самом деле — моя задача как раз объяснить, когда лекарства вам НЕ нужны. И я хочу, чтобы родители понимали: защищать ребенка от инфекций надо другими способами. Таблетка — это для ленивых и не здравомыслящих родителей…

Другое дело, что мамы очень часто сами, без помощи детского сада, школы, окружения, страны, государства не может ничего сделать. Они дома все могут делать прекрасно, а в садике ничего никто делать не будет — в итоге ничего хорошего не получится. То есть, надо всему обществу договориться.

Договориться о чем?

Е. Комаровский: О единой схеме действий, проще говоря. Например: для того, чтобы вирус вызвал болезнь, он должен попасть в нос в совершенно определенном количестве. И это количество называется инфицирующая доза. Вот попало пять вирусов — организм с ними справился. А попало сто вирусов — нет. Как можно уменьшить концентрацию вируса во вдыхаемом воздухе?

Проветривать помещение! Вирусы на улице от человека к человеку практически не могут передаваться. А вот в помещениях и транспорте могут еще как! Поэтому: вот доехал некий троллейбус до круга — в воздухе этого троллейбуса огромная концентрация вирусных частиц. Что стоит в масштабах страны, в ввести закон о пятиминутной стоянке маршрутного транспорта на конечных остановках — с открытыми дверями? Одна эта мера резко уменьшит инфицирование! Или когда в школе звенит звонок, что должно произойти?

«Минутку, — говорит учитель, — звонок для кого? Для учителя — пока я не закончу свою мысль, сидите и пишите!» А когда звенит звонок, то должно быть правило — 10 секунд и чтобы здесь никого не было! Все в коридоре. Открывается окно тут же и уже к следующему уроку все зашли в проветренный класс! Дальше. Попадают вирусы в нос. Как уменьшить концентрацию вируса в носу? Берем любой солевой раствор — чайная ложка соли на литр кипяченой воды. Взяли любой флакон-пшикалку и пшикаем в нос в городском транспорте.

Зашли в троллейбус — пшик-пшик и прыгнули туда. Сидим в коридоре в поликлинике — пшик-пшик. Все. Кстати, вирусы цепляются к пылевым частицам, а они где находятся? В воздухе. Если воздух влажный, где пылевые частицы? На полу. А если сухой? В воздухе! Поэтому еще одно золотое правило — воздух, в классах школы, группах садиков, в детской — должен быть влажным!

Многие родители считают, что нужно ребенка закалять, чтобы меньше болел. А как лучше закалять?

Е. Комаровский: Я сторонник закаливаний, но! Давайте расставим точки над и. Есть такое понятие:простуда — это болезнь, связанная с переохлаждением. И болезней таких на самом деле очень мало. А есть понятие — острая респираторная вирусная инфекция. Поэтому простудами мы болеем редко, потому что редко наши дети ходят голыми и босыми зимой по улице.

Поэтому чаще они болеют вирусными инфекциями и никакими закаливаниями вы не спасете детеныша от ОРВИ. От вирусных инфекций можно спастись, прежде всего, свежим воздухом! Главное — ребенок должен дышать чистым, прохладным, влажным воздухом. И если мы на всех этапах жизни обеспечим ему такие условия, мы радикально уменьшим концентрацию вирусных инфекций.

«Если малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вероятность болезни уменьшите в десятки раз!»

Скажите, вот огромное количество средств от насморка, ими можно спасаться , когда у ребенка заложен нос?

Е. Комаровский: Они должны быть в каждом доме! Хотя бы потому, что сосудосуживающий препарат, уменьшающий насморк и является неотложной помощью при боли в ухе, например. Если в доме жарко и душно, ребенок не может дышать носом, а ему пора спать, что произойдет за ночь?

Он подышит ртом, у него пересохнет все в легких и бронхит и воспаление вам гарантированы! Поэтому, если в доме сухой и теплый воздух, то надо срочно восстановить носовое дыхание, чтобы ребенок мог хотя бы носом «увлажнять» воздух!

Но гововрят на сосудосуживающие препараты легко «подсесть»!

Е. Комаровский: Конечно. 5 дней — и привыкание. Поэтому что делает умная мама? Она делает все, чтобы сопли не засохли. Она посылает папу не в аптеку, а говорит: «Петя, найди нам нормального сантехника, который поставит краник на батарею! Петя, зайди в интернет и почитай, что такое увлажнитель воздуха и какой нам купить! Петя, купи термометр и гигрометр и чтобы ребенок спал в чистой, прохладной, влажной комнате, где температура максимум 20, но он в теплой пижаме!».

Я могу поспорить с родителями часто болеющих детей. Если ваш малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вы вероятность болезни уменьшите в десятки раз! Я глубоко убежден в том, что часто болеющий ребенок — это отсутствие здравого смысла у его родителей и отсутствие взаимопонимания с администрацией детских дошкольных учреждений и школ.

ВАЖНО!!!

КАК РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ ВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ по Комаровскому

Можно ли самостоятельно понять, что у ребенка именно вирусная инфекция?

Е. Комаровский: Если горло болит, а нос абсолютно сухой — это нестандартная ситуация — налицо симптомы бактериальной инфекции — ангины,и нужно обращаться к врачу. Так же следует вызвать доктора, если ребенка на 2-3 день болезни начинает мучить сильная жажда. Но если картина стандартная, то есть: повышение температуры, слизь из носа, кашель — то это вирусная инфекция.

Хорошо, определили, как правильно лечиться?

Е. Комаровский: Достаточно просто создать хорошие условия для того, чтобы организм сам справился с болезнью. Чтобы ребенок быстрее выздоравливал, НУЖНО:

— тепло его одеть

— чтобы в комнате было прохладно (18-20градусов) и влажно (50-70%): есть увлажнитель — замечательно. Если не заработали на него — мойте пол и развешивайте влажные полотенца, брызгайте водой из пульверизатора.

Помните: если в зимнее время вы открываете форточку, то вы высушиваете воздух! Поэтому зимой температуру в комнате лучше регулировать не открытой форточкой, а закрытой или регулируемой батареей.

— поить ребенка. В организме должно быть достаточное количество жидкости, чтобы он мог потеть, а вырабатывающая мокрота и слизь были жидкими. Если кровь густая, то и слизь густая и ее трудно откашлять. Поэтому пить надо много! Температура питья должна быть равна температуре тела — при этом условии жидкость всасывается из желудка в кровь максимально быстро.

— не кормить насильно! Ребенок должен попросить сам. Главное, чтобы пил! А насиловать едой — нельзя категорически! Потеря веса во время болезни — нормальна для любого млекопитающего! Этот вес наберется за 3-4 дня после выздоровления.

Дополнительно можно использовать солевые капли в нос, чтобы не засыхали сопли, и на крайний случай, при острой необходимости — сосудорасширяющие!

ВСЕ!!!

И никаких больше лекарств?

Е. Комаровский: Вот именно! Но среднестатистическая мама не может понять, что врач, который не назначил ребенку никаких лекарств — это настоящий профессионал, который взял на себя ответственность, сказав: «Нет у вас никаких осложнений! Нет никакого повода травить ребенка химией — это обычная вирусная инфекция!».

Мама — вперед! Но мама не поила, в доме нечем дышать, у малыша в носу засохла слизь, он подышал ртом, комок слизи перекрыл бронх, началось воспаление. Кто виноват? Доктор, который ничего не назначил! Все тупик! Это тупик национального масштаба на радость продавцам лекарств.

И лекарства, получается, назначаются, не потому что они нужны, а чтобы потом какая-нибудь клуша не обвинила врача: он вовремя не услышал воспаление легких, которого и не было! Но если не поить и жить в духоте, то достаточно 12 часов, чтобы возникло осложнение возникло достаточно — и в этом виноват вовсе не врач.

А как лечите вы своих детей?

Литература:
  1. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  2. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  3. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  4. https://komarovskiy.net/articles/prostuda.html.
  5. https://www.kp.ru/daily/25958.5/2899300/.
  6. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  7. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  8. Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу