Санбюллетень для родителей «Грипп» консультация (подготовительная группа) на тему
«Детский сад Каменка Пугачевского района Саратовской области».
Санбюллетень для родителей «Грипп».
Фархутдинова Светлана Закировна.
Грипп — это чрезвычайно опасное инфекционное заболевание. Его ежегодные эпидемии не щадят ни детей, ни взрослых, но для малышей болезнь представляет особую опасность. Своевременная вакцинация поможет избежать инфекции и ее осложнений, в которых проявляется особое «коварство» гриппа. Известно три типа вирусов гриппа: А, B, C. Вирусы гриппа типа, А чаще всего вызывают всемирные вспышки заболевания (пандемии), которые охватывают целые страны и континенты. Вирусы гриппа В по заразности и тяжести вызываемого заболевания уступают вирусам типа, А, но также вызывают большие вспышки. Вирусы гриппа С у людей заболевания практически не вызывают (это возбудители гриппа птиц, свиней и т. д.). В последние годы появились опасения, что могут возникнуть мутанты-комбинации вирусов гриппа С и «человеческих» вирусов, что опасно из-за риска развития тяжелой эпидемии. Для вирусов гриппа характерна очень большая генетическая изменчивость. Поэтому раз в несколько лет развиваются крупные вспышки, когда вирус изменяется настолько, что иммунитет, созданный у человека после прошлой встречи с возбудителем, уже не действует против нового варианта вируса, и выросли дети, которые вообще с этим вирусом еще не встречались. Эпидемии гриппа (от греч. epidemia — повальная болезнь) возникают ежегодно, обычно в холодный сезон, и охватывают до 15% населения Земного шара. «История болезни». Вирусы гриппа передаются от больного человека окружающим воздушно-капельным путем при чихании, кашле, разговоре. Возможен, но редко, бытовой путь передачи — заражение через предметы обихода, игрушки. Такие мероприятия, как изоляция больного, санитарно-гигиенические меры, профилактический прием различных лекарственных препаратов, не могут, к сожалению, предотвратить повсеместного распространения гриппа. От момента заражения до появления симптомов болезни, как правило, проходит всего 1-2 дня, иногда этот этап может продлиться до 5 дней. У больного резко повышается температура тела (до 39,0 градусов С и выше), появляется головная боль, боль в суставах и мышцах, вялость, сильная слабость. Через 2-3 дня после начала заболевания возникает кашель и скудный насморк. Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, поражающих респираторную систему, характерно, что кашель и насморк — это поздние и не очень выраженные признаки, а основное — поражение нервной, сердечно-сосудистой системы, интоксикация. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. Заболевание в некоторых случаях вызывает поражения сердца, сосудов, легких, головного мозга. Грипп снижает иммунитет и может осложняться присоединением бактериальных инфекций, например пневмонии (воспаления легких). При тяжелом течении гриппа у маленьких детей и пожилых людей, а также у лиц с ослабленным иммунитетом, страдающих хроническими заболеваниями легких, сердца возможен смертельный исход. Лечение и профилактика. Для лечения гриппа применяют специальные препараты которые подавляют размножение вирусов. Таким же свойством обладают некоторые травы и гомеопатические препараты. Однако, несмотря на наличие противовирусных препаратов, гарантировать профилактику тяжелого течения заболевания они не могут. Поэтому наиболее эффективной профилактической мерой является вакцинация. К сожалению, все вакцины, используемые в мире, не обеспечивают длительную защиту от болезни, из-за чего рекомендуется ежегодно прививаться заново. К тому же, ежегодная вакцинация обусловлена и высокой переменчивостью вируса. В этом году медики предлагают нам субъединичную вакцину последнего поколения «Гриппол плюс»- содержащую антигены актуальных штаммов вируса гриппа. Соответствует международным требованиям по эффективности и безопасности. У 95% из 100% вакцинируемых данные вакцины обеспечивают эффективную защиту ко всем 3 антигенам актуальных штаммов вируса. Более чем у 70% людей после вакцинации отмечено четырехкратное увеличение титра антител. Кому нужна прививка? Выделяют группы лиц, которых желательно ежегодно прививать против гриппа. К ним относятся: 1) дети от 6 месяцев до 3 лет: у них отсутствует иммунитет против вирусов гриппа в связи с тем что у них еще не было контакта с этим заболеванием; 2) часто болеющие дети, а также дети, посещающие детские учреждения; 3) люди, страдающие хроническими заболеваниями почек, сердца, легких, эндокринной системы, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, лица, имеющие нарушения иммунитета (в том числе ВИЧ-инфицированные) или получающие препараты, подавляющие иммунитет, лучевую и химиотерапию; 4) люди, перенесшие пересадку органов или тканей, лица, страдающие болезнями и/или пороками развития центральной нервной системы; 5) люди старше 65-летнего возраста, вне зависимости от наличия или отсутствия хронических заболеваний. В этой возрастной категории заболеваемость в 5-10 раз превышает таковую среди других возрастов, а прививка предупреждает не только грипп, но и уменьшает частоту и тяжесть инфарктов и инсультов; 6) больные любого возраста, находящиеся в медицинских или иных учреждениях длительного и постоянного пребывания, а также те, кто ухаживает за ними; 7) врачи, медицинские сестры и другой персонал больниц и поликлиник, учреждений по уходу за больными и инвалидами, учителя и работающие в детских учреждениях. Для предупреждения возникновения заболевания гриппом у новорожденных и детей в возрасте до 6 месяцев особенно важна иммунизация взрослых, находящихся с ними в тесном контакте. Как, когда и где? Лучше всего проводить иммунизацию против гриппа в период с сентября по декабрь. Иммунитет после вакцинации вырабатывается уже через четырнадцать дней. Эффективность прививки против гриппа у детей и лиц моложе 60 лет составляет 70-90%, но защищают вакцины не от всех острых респираторных вирусных инфекций вообще, а только от гриппа. Поэтому неправильно говорить: «Я прививку сделал, а все равно болел. ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! В ПЕРИОД НАЧАЛА ЭПИДЕМИИ ГРИППА ЖЕЛАТЕЛЬНО ЧТОБ ВАШ РЕБЕНОК ПОЛЬЗОВАЛСЯ ТОЛЬКО ОДНОРАЗОВЫМИ ПЛАТОЧКАМИ. Если Вы решили провести иммунизацию своему ребенку или у Вас возникли вопросы — пожалуйста — обращайтесь к врачу. И помните — привиться лучше до начала эпидемии. |
Острая респираторная вирусная инфекция представляет собой группу острых вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза.
Грипп начинается остро, с резкого подъема температуры (до 38-40°) с сухим кашлем или першением в горле и сопровождается симптомами общей интоксикации — ознобом, болями в мышцах, головной болью, болью в глазных яблоках. Насморк обычно начинается спустя 3 дня после снижения температуры тела. Кашель может сопровождаться болью за грудиной.
При легком течении заболевания эти симптомы сохраняются 3-5 дней, и обычно человек выздоравливает, но при этом несколько дней отмечается чувство выраженной усталости, особенно у людей старшего возраста.
Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: появляется одышка либо затрудненное дыхание в покое (у детей до пяти лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание в покое), цианоз носогубного треугольника. При тяжелых формах гриппа могут развиться отек легких, сосудистый коллапс, отек мозга, геморрагический синдром, присоединиться вторичные бактериальные осложнения.
Грипп представляет большую опасность из-за развития серьезных осложнений, особенно у детей до пяти лет, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом, людей старше 60 лет и т.д.
Вирус гриппа в воздухе сохраняет жизнеспособность и инфекционные свойства в течение нескольких часов, на поверхностях — до четырех суток. Вирус высокочувствителен к дезинфицирующим средствам из разных химических групп, УФ излучению, повышенным температурам.
Безусловно, полностью избежать простудных заболеваний осенью и зимой вряд ли можно, но уменьшить вероятность их возникновения как в организованных коллективах, так и среди населения вполне реально. Следует помнить, что один из самых важных моментов профилактики ОРВИ и гриппа в образовательных организациях — грамотно спланированные, своевременно и в полном объеме проведенные организационные, профилактические и противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) и рядом других нормативных методических документов.
Мероприятия по профилактике ОРВИ и гриппа необходимо начатьдо сезонного подъема заболеваемости. К таким мероприятиям можно отнести подготовку зданий и их инженерных сооружений для бесперебойной работы с осени до весны, обеспечение условий для соблюдения режима проветривания помещений, соблюдения температурного режима в помещениях, контроль бесперебойной работы системы вентиляции с ревизией, очисткой и контролированием эффективности ее работы (не реже 1 раза в год), контроль эффективности работы бактерицидных установок, обеспечивающих дезинфекцию воздуха в помещениях в присутствии людей, контроль правильной организации питания, исключающий скопление большого числа детей во время обеденного перерыва и переуплотнение столовых, а также рациональную организацию питьевого режима.
Переуплотнение классов (групп) ведет к более тесному контакту детей в коллективе и активизации путей передачи инфекции, что способствует ее быстрому распространению и формированию очагов группового заболевания. Следовательно, число мест для воспитанников и обучающихся не должно превышать вместимость общеобразовательных учреждений, предусмотренную проектом. При нормировании коллективов общеобразовательных учреждений необходимо строго придерживаться нормативов по наполняемости классов (не более 25 человек) и рекомендуемого числа детей в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.
ОРВИ и грипп — высококонтагиозные заболевания, быстро передающиеся от больного человека здоровому и при несоблюдении санитарно-противоэпидемического режима способные формировать устойчивые очаги инфекции в организованных коллективах.
При возникновении в дошкольных образовательных организациях, медицинских, оздоровительных организациях и организациях социального обеспечения 5 и более случаев с симптомами острой респираторной инфекции (гриппа или ОРВИ), связанных между собой инкубационным периодом (в течение 7 дней), медицинский персонал указанных организаций информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госсанэпиднадзора.
Среди контактных лиц, общавшихся с заболевшим гриппом и ОРВИ, своевременно проводят выявление больных или лиц с подозрением на заболевание гриппом и ОРВИ.
В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с заболевшим, с обязательной термометрией 2 раза вдень и осмотром зева. Результаты обследования регистрируют в установленном порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не принимают новых детей и не переводят их в другие коллективы.
Для персонала групп с установленным медицинским наблюдением обязательно соблюдение масочного режима со сменой масок через каждые 3-4 часа работы. Персонал с признаками заболевания гриппом и ОРВИ к работе с детьми не допускается. В детский коллектив сотрудники допускаются только после клинического выздоровления, но не ранее 7 дней с момента появления симптомов заболевания.
Инкубационный период при гриппе составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником инфекции при ОРВИ и гриппе служит заболевший человек, поэтому больные дети или сотрудники не должны посещать организованные коллективы. Следовательно, важные моменты в профилактике ОРВИ и гриппа — недопущение больных в коллектив и своевременная изоляция заболевших от здоровых людей.
Необходимо строго соблюдать правила приема детей в образовательное учреждение. Нужно обеспечить работу ежедневного утреннего фильтра, когда перед приемом в коллектив работник образовательного учреждения опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает их, при необходимости измеряет температуру тела. Это нужно делать каждый день для выявления наиболее ранних признаков заболевания и недопущения больных детей в коллектив. Соблюдение принципа групповой изоляции в детских садах и яслях также значительно снижает риск распространения инфекции в другие группы.
Основной и один из самых эффективных способов борьбы с гриппом — формирование специфического иммунитета, который вырабатывается у человека после прививки. Вакцинация помогает уберечься от гриппа в 70-100% случаев. Прививки против гриппа детям делают начиная с 6-месячного возраста. Перед иммунизацией ребенка обязательно осматривает врач, чтобы оценить состояние его здоровья и определить противопоказания к вакцинации против гриппа. Современные противогриппозные вакцины, как правило, хорошо переносятся и обладают высокой иммунологической эффективностью.
Ежегодная иммунизация против гриппа как для детей дошкольного и школьного возраста организованных коллективов, так и для работников образовательных учреждений внесена в Национальный календарь профилактических прививок и проводится бесплатно.
Очень важно вести среди обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогических работников разъяснительную и санитарно-просветительскую деятельность по профилактике гриппа.
Наилучший эффект при профилактике ОРВИ и гриппа дает комплексный подход, когда наряду со специфической профилактикой (вакцинация) для повышения устойчивости организма к возбудителям ОРВИ и гриппа проводится прием средств неспецифической профилактики (витамины, иммуномодуляторы, гомеопатические и другие средства). При этом важно помнить, что все эти препараты принимают только по рекомендации медицинских работников.
Для предупреждения простудных заболеваний среди детей наряду с вакцинацией необходимо проводить мероприятия, направленные на укрепление защитных сил организма. В детских учреждениях это в первую очередь соблюдение режима дня с прогулками на свежем воздухе, организация питьевого режима и т.д.
Известно, что в плохую погоду ОРВИ заболевают больше детей и взрослых. Это происходит не только потому, что на улице ветер, дождь и слякоть. Дело в том, что в ненастную погоду люди подавляющую часть времени проводят в закрытых, непроветриваемых помещениях, в условияхскученности, при которых активизируются пути передачи инфекции. Следовательно, в любое время года прогулки с детьми на свежем воздухе должны быть частыми и длительными. Воспитателям и учителям необходимо обращать внимание на соответствие одежды детей погодным условиям.
Вероятность инфицирования напрямую связана с интенсивностью воздухообмена в помещении: чем интенсивнее обмен воздуха, тем меньше в нем концентрация вирусов и ниже вероятность инфицирования. Отсюда требование — часто и регулярно проветривать помещения детского учреждения в отсутствие детей. Во всех учреждениях нужно неукоснительно выполнять следующее правило: вышли воспитанники детского сада на прогулку — необходимо проветрить помещения, прозвенел звонок — школьники должны выйти в коридор, а классы тут же следует проветрить.
Кроме того, нужно регулярно проводить влажную уборку помещений, строго соблюдая режим дезинфекции поверхностей, игрушек, посуды и т.д. Число предметов столовой посуды должно соответствовать списочному составу детей, а для персонала необходимо иметь отдельную посуду. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводят обязательную дезинфекцию посуды. Чтобы выполнить все требования по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в детском учреждении, администрации следует заранее определить потребность в моющих и дезинфицирующих средствах, а также средствах индивидуальной защиты (одноразовые маски, бумажные полотенца, одноразовые носовые платки) и иметь их в достаточном объеме.
При превышении показателей заболеваемости ОРВИ и гриппом выше расчетных эпидемических пороговых величин по совокупному населению в столице объявляют карантин по гриппу, который обычно вводится постановлением главного государственного санитарного врача. С введением карантина по гриппу иОРВИ организации, предприятия и учреждения переходят на особый режим работы.
Допуск родителей к детям в учреждениях интернатного типа во время карантина прекращается.
Своевременное проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях позволит значительно снизить риск заболевания детей и сотрудников ОРВИ и гриппом и предупредить формирование очагов групповых заболеваний.
По материалам журнала «Санитарно-эпидемиологический собеседник» (№8 (156), 2015)
Ознакомиться с иной интересной информацией Вы можете в официальной группе Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в «Вконтакте»(https://vk.com/club91508290)
План мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ. методическая разработка по теме
Утверждено
С. Енотаевка МО «Енотаевского района»
Заведующий Попко Н. В.
План мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка»
С. Енотаевка МО «Енотаевского района»
на 2012 — 2013 учебный год.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Работа с сотрудниками ДОУ | |||
1 | Издание приказа о мероприятиях по профилактике гриппа и ОРВИ. | Октябрь | Заведующий МДОУ |
2 | Ежедневный контроль за заболеваемостью персонала ДОУ | В период эпидемии гриппа | Медсестра Воспитатели |
3 | Строгий контроль за выполнением режима проветривания помещений и групп ДОУ | В период эпидемии гриппа | Медсестра. Воспитатели |
4 | Своевременно вносить предложения об ограничении проведения культурно — массовых мероприятий | В период эпидемии гриппа | Медсестра. Заведующий МДОУ Ст. воспитатель |
5 | Организовать сбор и предоставление информации в отдел образования и в ЦРБ по утвержденным формам. | В период эпидемического подъема заболеваемости гриппом. ежедневно до 10.00 | Медсестра. |
6 | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | Медсестра. Заведующий МДОУ. Ст. воспитатель |
7 | Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. | Постоянно, ежедневно | Медсестра. Заведующий МДОУ |
8 | Ежедневно проводить обработку групп и помещений ДОУ бактерицидной лампой. | В период эпидемии гриппа | Медсестра |
9 | Ежедневная влажная уборка помещений и групп ДОУ с дезинфицирующими средствами | В период эпидемии гриппа | Медсестра Воспитатели Тех. персонал |
10 | Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | Медсестра. Заведующий МДОУ Ст. воспитатель |
Работа с воспитанниками | |||
11 | Качественно проводить сезонную неспецифическую иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием витаминов. | С сентября по февраль | Медсестра |
12 | Проведение экстренной химио-профилактики с использованием оксолиновой мази. | В период эпидемии гриппа | Медсестра. Воспитатели |
13 | Введение овощей и фруктов в обед и полдник; С — витаминизация третьего блюда | В период эпидемии гриппа | Медсестра |
14 | Строгий контроль проведения регулярной чесночно-луковой ионизацией воздуха. | В период эпидемии гриппа | Медсестра Воспитатели |
15 | Ежедневный контроль состояния здоровья воспитанников ДОУ при приёме в группы | В период эпидемии гриппа | Медсестра Воспитатели |
Работа с родителями воспитанников | |||
16 | Организация встреч с родителями по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ. | В период эпидемии гриппа | Медсестра |
17 | Разместить информацию о профилактике гриппа и ОРВИ на информационном стенде для воспитанников и родителей. | Октябрь | Воспитатели Ст. воспитатель |
18 | Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно. | Медсестра. Заведующий Ст. воспитатель |
- Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
- Guardia, «La Médecine à travers les âges».
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/06/sanbyulleten-dlya-roditeley-gripp.
- https://72.rospotrebnadzor.ru/content/492/25814/.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/08/plan-meropriyatiy-po-profilaktike-grippa-i-orvi.
- Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».