Школа здоровья «Советы доктора Айболита» (о профилактике гриппа, простудных заболеванИЙ)

Автор: Анна Николаевна Забродина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Николаевка

Цель: дать общее представление о гриппе и простудных заболеваниях.

Задачи:

— учить защищать свой организм от гриппа и простудных заболеваний; познакомить с профилактикой заболеваний;

— расширить знания учащихся о средствах гигиены и закаливания;

— создавать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— содействовать формированию активности и инициативности детей в сохранении своего здоровья.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-Улыбнулись, потянулись, раз согнулись, разогнулись. А теперь займите свои места (парты стоят полукругом).

  1. Сообщение темы и целей занятия.

-Сегодня к нам на занятие придет один гость. Кто же это? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте её внимательно и постарайтесь отгадать.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Это… (Доктор Айболит).

— Да, это доктор Айболит! Он очень хотел встретиться с вами. А вот и он (приложение 1, плакат — рисунок с изображением для раскрашивания)

  1. Актуализация знаний учащихся. Игра «Ромашка»

(приложение 2).

— Знаете ли вы пословицы о здоровье?

На лепестках ромашки записаны первые половинки пословиц — продолжите их.

В здоровом теле — (здоровый дух).

Чеснок да лук (от семи недуг).

Чистая вода (хвори беда).

Берегите платье снову, (а здоровье смолоду).

Заболел живот, держи (закрытым рот).

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит).

К слабому и болезнь (пристает).

Ешь, да не жирей (будешь здоровей).

Голову держи в холоде, живот в голоде, (а ноги в тепле).

Землю сушит зной, а человека (болезни).

  1. Рассказ с элементами беседы.

— Можете ли вы себе представить богатыря с насморком? Конечно, нет! А у вас бывает насморк? Увы, острые простудные заболевания знакомы всем. Что же такое грипп? Всем давно известно, что это инфекционное заболевание.

А кто же является возбудителем заболевания? (ответы детей)

— Да, это — мельчайший микроб — ВИРУС. Мир вокруг полон таких существ. Он везде — и в воздухе, и в воде, и на земле, и на одежде, и на теле, и на всех предметах. Вирус так мал, что невооруженным глазом его не увидишь. Для этого нужен микроскоп. Вот так выглядят микробы под микроскопом (приложение 3).

-Своё название и болезнь, и этот злобный вирус получили от французского слова, что в переводе означает «схватывать». Начало заболевания действительно напоминает схватку.

-А как можно заразиться гриппом? (ответы детей)

— Да, заразиться можно от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Такой путь заражения называется воздушно — капельным. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Даже приходится закрывать на карантин учебные заведения, чтобы остановить заражение людей. И называется это — ЭПИДЕМИЯ.

Эпидемия — быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших.

— Как же узнать, что человек заболел? (высказывания детей).

Давайте проверим, все ли мы назвали (Признаки гриппа,

приложение 4):

  1. Высокая температура.

  2. Мышечные боли, головная боль.

  3. Насморк.

  4. Кашель.

  5. Слабость, вялость.

  6. Боль в горле.

  7. Покраснение глаз.

  8. Легкая тошнота.

  9. Озноб.

  10. Потеря аппетита.

  1. Физминутка (выполняется под танцевальную музыку).

-Долго сидеть без движения вредно для здоровья, поэтому я вам предлагаю отдохнуть.

  1. Продолжение изучения темы.

— А какие же правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом? (ответы детей)

  1. Игра- тест «Вредные и полезные советы»

(приложение 5, у детей карточки с номерами вопросов: если ответ «да», то пишут «+», если ответ «нет», то « — »)

— Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, то ставим «+». Если правило неверное, то «-».

1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.

2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.

3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.

4. Надо лечь в постель.

5. Если заболел гриппом, ешь мороженое.

6. Принимай лекарства, которые нашел в аптечке сам.

7. Принимай лекарства, назначенные врачом.

8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.

9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.

10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу — ты так давно у него не был.

— А сейчас проверим. Молодцы! Я думаю, что вы запомните только полезные советы — это лечь в постель, вызвать врача на дом, принимать лекарства назначенные врачом, пить больше воды и соков, прикрывать рот платочком при чихании и кашле, не заражать других.

2)Работа по картинкам. Профилактика гриппа.

-Теперь вы много знаете об этом разбойнике — Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если вам ещё удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться её профилактикой.

Профилактика — это меры, которые необходимо предпринять, чтобы не заболеть гриппом, т. е. как помочь себе. Доктор Айболит хочет нам дать очень полезные советы. Какие же?

Основными средствами профилактики гриппа являются

(приложение 6):

— вакцинация;

— комфортный температурный режим помещений;

— регулярное проветривание, влажная уборка помещений;

— одеваться по погоде;

— прикрывайте рот и нос при чихании или кашле;

— избегайте прикосновений к своему рту и носу;

— соблюдайте «дистанцию» при общении;

— тщательно и часто мойте руки с мылом;

— избегайте тесных контактов с людьми, у которых явные признаки заболевания;

— сократите время пребывания в общественных местах;

— закаливание;

— лечебный массаж;

— ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: достаточный сон; правильное питание; закаливание; физическая активность

-правильно используйте медицинскую маску

3) Продукты, препятствующие гриппу и простуде (приложение 7):

— болгарский перец — содержит вдвое больше витамина С, чем в апельсинах, улучшает кровообращение и укрепляет иммунитет;

— морковь, содержит бета-каротин, который преобразовывается в витамин А, препятствующий проникновению инфекций в организм;

— миндаль — источник витамина Е, который повышает выносливость организма, улучшает клеточный обмен, позволяя эффективней бороться с вирусами;

— куриный суп — один из самых легко усваиваемых продуктов, который обеспечивает питание организма при минимальных затратах энергии на обработку пищи; кроме того, он помогает уменьшить отечность слизистых и ненадолго повышает температуру тела, что помогает убить инфекцию;

— чеснок богат серой, которая эффективно борется с вирусами; он улучшает кровообращение и стимулирует выработку красных кровяных телец;

— черный шоколад, благодаря наличию больших доз какао, способствуют росту Т-клеток, которые и составляют основу иммунитета.

7. Итог занятия. Рефлексия.

-О чем вы узнали на занятии?

-Что нужно делать, чтобы не заболеть?

-Молодцы! Вы хорошо потрудились. А мне интересно, понравилось ли вам наше занятие или нет. И это вы покажете, нарисовав смайлик (детям раздаются бумажные кружочки диаметром 10 см и они рисуют рожицы).

Постскриптум.

— Укрепляйте свое здоровье. Правильно питайтесь, закаляйтесь, занимайтесь спортом, соблюдайте личную гигиену, тогда грипп вас обойдет стороной. Вирус любит слабый организм. Здоровый человек румяный, стройный, веселый, активный. Желаю, чтобы вы росли крепкими, здоровыми, никогда не болели.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Информационные ресурсы

https://www.google.by/?q=айболит (миндаль, морковь, закаливание и т.д.)

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.interfax.by

https://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=3891

КЛАССНЫЙ ЧАС «Профилактика гриппа и ОРВИ в начальных классах». Учителям начальных классов.

Классный час

«Профилактика гриппа и ОРВИ в начальных классах»

Максимова Н.К.

Цель:

  • формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • познакомить с профилактическими мероприятиями, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся расширят знания о простудных заболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики ОРИ, ОРВИ, ОРЗ и гриппа).

Ход классного часа:

1. Самоопределение к деятельности.

— «Здравствуйте, ребята.»- слово «здравствуйте» означает «Будьте здоровы». Здоровы- во всех смыслах: здоровы как телом, так и душой. Правильно сказанное слово «здравствуйте» вызывает в организме сильнейшую позитивную реакцию всех внутренних органов, заставляя их работать слаженно. Слово «здороваться» означает желать здоровья не только встречному, но и самому себе! «Будьте здоровы! Здравствуйте!»

— Что значит быть здоровым? От кого зависит наше здоровье? Почему человек болеет? (Беседа с детьми)

2. Простудные заболевания (грипп и ОРВИ).

Что такое простудные заболевания, грипп, ОРВИ. Все вы конечно слышали о таких заболеваниях. Простудиться легко, а вот выздороветь очень сложно. Стоит чуть, чуть переохладиться на ветру или замерзнуть на остановке, как на следующий день, инфекция проявит себя в виде головной боли, насморка, повышенной температуры. А также начинает болеть горло, першить, ломить в теле, появляется слабость, хочется спать, нет никаких сил. Всё это говорит, о том, что человек заболел, подхватил инфекцию. Как же себе помочь?

Будем заниматься профилактикой. Что же это за слово такое интересное «профилактика»? А слово это простое. Всего лишь надо знать немного хороших и полезных правил:

  1. Сделать прививку от гриппа.

  2. Одеваться по сезону.

  3. Избегать переохлаждения.

  4. Почаще проветривать помещение.

  5. Соблюдать режим дня и с родителями выполнять закаливающие процедуры.

  6. Принимать витамины.

  7. Употреблять в пищу: овощи, фрукты, соки, лук, чеснок, пить чай с лимоном, мёд с молоком, салаты из свежей капусты с морковкой, свекольные салаты, а также кушать курагу, изюм и чернослив.

Что такое прививка?

Профилактика простудных заболеваний.

Вакцинация — это умышленное заражение организма с целью активизации и выработки иммунитета против конкретного заболевания.

Закаливание — хождение босиком по песку, траве, не острым камням (морской гальке, керамзиту). Регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, походы на природу, употребление чистой воды (1-2 литра в сутки), витаминов, воздушные и солнечные ванны, здоровый сон, обтирания прохладной водой.

Что такое правильное питание? Это значит, что следует добавлять в пищу: свежие овощи и фрукты, отвар шиповника, который богат на витамин С, орехи, семечки, растительные масла, каши, морскую рыбу, и, конечно же, чеснок и лук. Для предупреждения простуды, а также при первых её признаках, необходимо съедать 1 зубчик сырого чеснока 2-3 раза в сутки. Также, можно натереть лук или чеснок на тёрку, полученную кашицу переложить на блюдечко и поставить у изголовья кровати. Такая ингаляция (особенно на ночь) поможет быстрее избавиться от неприятных симптомов и, возможно, избежать осложнений. Ещё в качестве профилактики нужно употреблять травяные чаи, для которых можно использовать шалфей, ромашку, мяту, мелису, плоды боярышника, а также, компот из сухофруктов, заваренный имбирь с медом и лимоном, или просто мед с лимоном протертые и перемешанные как повидло. Такие чаи подойдут для тех, кто не выносит запаха лука и чеснока, и не страдает аллергией.

4. Физкультминутка.

По коленочкам ударим — (Присели, хлопаем по коленям.)

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем — (Встали, руки подняли вверх.)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, (Круги руками над головой.)

Снова опустились.

Мы на месте покружились — (Кружимся.)

И остановились.

5. Загадки.

«У меня печальный вид —

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это — … грипп!»

Горяча и холодна

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня — бегу,

От болезней берегу. (Вода)

Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с… (мылом).

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день… (зарядку).

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье… (спорт).

Позабудь ты про компьютер.

Беги на улицу гулять.

Для детей полезно очень

Свежим воздухом… (дышать.)

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины… (А, В, С)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Очень горький — но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг —

Потому что это -… (лук).

6. Игра «Продолжи пословицу»

Утро встречай зарядкой, здоровье теряешь.

Хочешь кашлянуть, рот прикрыть не забудь.

Недосыпаешь — они удаляют от болезни.

Двигайся больше, вечер провожай прогулкой.

Ешь чеснок и лук — проживёшь дольше.

Вечерние прогулки полезны, не возьмёт недуг.

7. Рефлексия.

Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:

— соблюдение режима дня

(достаточный сон, прогулки на свежем воздухе,

избегать физических и умственных перегрузок);

— избегать как переохлаждений, так и перегревания;

— регулярно и тщательно мыть руки с мылом;

— использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

— во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;

— проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;

— проведение закаливающих мероприятий

(обливание ног водой комнатной температуры на ночь);

— употребление витаминов, овощей, фруктов и соков.

8. «Я заболел, что делать?»

1) не заниматься самолечением!

2) при очень высокой температуре от 38О и выше вызвать врача на дом или скорую помощь.

3) до прихода врача не принимать никаких лекарств!

4) обязателен постельный режим!

5) ношение масок дома, на улице, общественных местах, школе и т.д — обязательно!

6) необходимо в этот период заболевания побольше употреблять тёплой жидкости: чай с лимоном, чай с малиной, чай со смородиной, чай с шиповником, чай с ромашкой, чай с мёдом, горячее молоко с мёдом и сливочным маслом, чай с облепихой, калиной!

7) необходимо регулярно проводить влажную уборку и проветривать помещения!

8) чаще бывать на свежем воздухе, заниматься зарядкой и спортом!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Конспект классного часа ««Профилактика гриппа и простудных заболеваний»

Классный час в 4 Б классе

Воспитатель: Савельева Ольга Юрьевна

Тема классного часа: «Профилактика гриппа и простудных заболеваний»

Цель: знакомство обучающихся со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний

Задачи:

1.Образовательные: познакомить со способами профилактики острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ)

2.Коррекционно-развивающие: обогащение познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи; систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития обучающихся; развитие устной диалогической речи на материале использования соответствующей терминологии занятия

3.Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру здоровья, потребность в занятиях физической культурой и спортом; формировать интерес к собственному здоровью и готовность поддерживать его в оптимальном состоянии

Формирование БУД:

Личностные учебные действия: готовность безопасно и бережно вести себя в обществе

Регулятивные учебные действия: следовать предложенному плану; действовать по образцу

Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Коммуникативные учебные действия: слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности ; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Тип классного часа: комбинированный

Форма классного часа: беседа, игра-обобщение

Оборудование: компьютер, презентация, плакат на тему «Как сохранить здоровье в сезон подъёма заболеваемости гриппом», изображение волшебного цветка, смайлики

Ход классного часа

1.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Работа с поговоркой

Слайд №1

-Ребята, объясните значение слов «здоровый» и «здорово».

-Почему здоровым быть хорошо?

-Проговорите вслух поговорку, соблюдая ударение в словах.

-А все ли знают, как не заболеть и быть здоровым?

2.Мотивация, включение в работу

Слайд №2

1.

-Посмотрите на картинку, назовите сказочного героя, вспомните его профессию

3.Целеполагание

Слайд №3

— Прочтите название вирусного заболевания и скажите тему классного часа

4.Постановка темы

-Тема классного часа «Как не заболеть гриппом и простудными заболеваниями». Сегодня будем отвечать на вопросы, играть, за верные ответы получать смайлики, которые подсчитаем в конце занятия и определим победителя.

5.Актуализация опорных знаний

1.Составление рассказа по картине

-На столах у вас лежат плакаты. С помощью них устно расскажите основные правила сохранения здоровья в сезон заболеваемости простудой

2.Кластер «Волшебный цветок»

На магнитной доске расположены картинки с изображением различных продуктов и напитков. Посередине доски расположен волшебный цветок.

-Найдите и назовите только те продукты и напитки, которые помогают нам бороться с простудными болезнями. (Обучающиеся называют продукт и с помощью педагога располагают его на волшебных лепестках).

6.Физкультминутка

1.Игра «Хлопай-прыгай»

Педагог знакомит ребят с правилами игры.

-Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное-хлопайте в ладоши. Если правило неверное- топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись (топают)

  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей (топают)

  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом (хлопают)

  4. Надо лечь в постель (хлопают)

  5. Если заболел, ешь мороженое (топают).

  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке (топают)

  7. Принимай лекарства, назначенные врачом (хлопают)

  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру (хлопают)

7.Открытие новых знаний

1.Работа со стихотворением

-Ребята, послушайте текст сказки и подготовьтесь рассказать, что полезного советует нам доктор Айболит?

Сказка о гриппе

или встреча с Айболитом.

Знают взрослые и дети:

Грипп свирепствует на свете.

И зимою каждый год

Эпидемия идет.

Если чувствуешь озноб

И горячим стал твой лоб,

Если голова болит,

Исчезает аппетит,

Сильный кашель, насморк, чих,

То диагноз верный: грипп.

Защититься, вот беда,

Люди могут не всегда.

Ведь коварный этот вирус

Изменяться быстро может,

Он мутирует мгновенно,

И вакцина не поможет.

Что же делать, как нам жить,

Чтоб здоровье защитить?

Грипп не пустим мы в свой дом,

С профилактики начнем.

Апельсины и бананы

очень вкусная еда,

Но они, увы, от гриппа

не спасают никогда.

Надо есть чеснок и лук,

Витамины -верный друг.

Чай с лимоном непременно

И шиповника отвар,

Ведь народная аптека

Нам всегда смягчит удар.

Защитит от разных бед,

Укрепит иммунитет.

А теперь, мой юный друг,

Мы обсудим твой досуг:

Где, когда и как гулять,

Чтоб заразы избежать.

Часто ходим на природу,

А скопление народа,

Чтобы грипп не подхватить

Постарайся обходить.

Ограничь свои поездки,

Коль не хочешь заболеть,

Фильм в кино, спектакль в театре

Можешь позже посмотреть.

Магазины, дискотека

Вам проложат путь в аптеку.

Если так случилось вдруг,

Что загрипповал твой друг,

То визит не наноси,

Вирусы не разноси.

Если все же заболел,

Срочно ты ложись в постель,

На дом вызывай врача,

Не геройствуй сгоряча.

Коль в больницу сам идешь,

То инфекцию несешь.

И тогда, покинув дом,

Заразишь людей кругом.

Варенье с чаем, например,

Помогут точно, мне поверь,

И над картошкою горячей

Дыши подольше, на удачу.

Бананы, яблоки и соки

Грипп отгонят, словно электротоки

Пять дней полечишься и что ж?

Да в школу ты потом пойдешь.

Закаливание, спорт, прогулки,

Прогонят грипп за переулки.

Забудет он дорогу к нам:

Спасибо нашим докторам!

2.Устная беседа по прочитанному.

-О каких заболеваниях говорится в сказке?

-В какое время года возникают простудные заболевания, почему?

-Какие продукты полезно есть во время болезни?

-Какие напитки?

-Расскажите, как надо себя вести, чтобы не заразить друзей и родных?

8.Самостоятельная работа с применением полученных знаний

1.Составление рисунков для буклета «Как не заболеть гриппом и простудными заболеваниями»

9.Оценивание.

Педагог оценивает рисунки. Дети подсчитывают смайлики, получают отметку.

8.Рефлексия

-Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится и соответствует вашему настроению после классного часа.

— Почему выбрали именно это солнышко?

Школьники вспоминают тему классного часа, перечисляют виды деятельности, делятся мнением о своей работе на занятии.

Литература:
  1. Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
  2. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  3. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  4. https://kopilka.edu-eao.ru/shkola-zdorovya-sovety-doktora-ajbolita-o-profilaktike-grippa-prostudnyh-zabolevanij/.
  5. https://infourok.ru/klassniy-chas-profilaktika-grippa-i-orvi-v-nachalnih-klassah-uchitelyam-nachalnih-klassov-1562783.html.
  6. https://infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-profilaktika-grippa-i-prostudnyh-zabolevanij-4297535.html.
  7. Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
  8. Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
  9. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  10. Ковнер, «Очерки истории M.».
Никифорова Елена Олеговна/ автор статьи

Врач Гинеколог, Терапевт
Врач высшей категории
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №28
Медицинский стаж: 22 года
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Война вирусам и гриппу